Демонстрация 2: Преобразование противоречивого качества в позитивное

Брюс:Мой позитивный образец похож на экран телевизора, а контрпримеры похожи на расположенные в нижней его части телевизионные экраны меньших размеров. Таких экранов три, и они сцеплены между собой.

Итак. Перед вами находится экран большого телевизора, и время от времени перед вами появляется небольшой экран с изображением контрпримера, и жестом вы указываете на расстояние в пару футов перед собой. К такой конструкции мы хотели бы прийти. А теперь расскажите мне, как устроено ваше противоречивое качество.

Брюс: Оно состоит из последовательных образов, расположенных чуть справа. Они довольно маленькие, но расположены примерно на таком же расстоянии, примерно два фута. Картинка вспыхивает и показывает меня таким, каким я хотел бы быть, демонстрируя те события, когда я был таким, это позитивные примеры, которые сопровождаются звуком: “Отлично”. Затем у меня возникает ощущение, которое противоречит этому образу, появляется звук и у меня возникает второе ощущение тяжести.

Итак, первый образ и голос является позитивным образом, а затем у вас возникает противоположное ощущение, сопровождающееся звуком. О чем говорит этот звук?

Брюс: Он говорит: “Мне нельзя суетиться. Потребуется слишком много усилий”.

Вы верите в необходимость “слишком больших усилий”?

Брюс: Да, просто так происходит: я мог бы преодолеть это, но лишь до тех пор, пока я не поставлю перед собой достаточно серьезную цель, а она потребует слишком больших усилий.

Хорошо. Я хочу отметить одну вещь, которая в данном случае может оказаться вполне уместной. Я сказал, что мне требуется противоречивое качество, в отношении которого ваши ценности не подвергаются сомнению, но может быть, в вашем случае вы не совсем уверены в том, что цените это качество. Вы можете думать: “Да, я хотел бы быть таким все время”, — но это может потребовать слишком много усилий: “А вообще то стоит ли это делать?” Я просто хочу, чтобы вы подумали о такой возможности. Что вы думаете по этому поводу?

Брюс: Я хотел бы как можно быстрее разбудить в себе это качество. В конце концов это получается, но приходится преодолевать некоторый порог, когда ситуация накаляется, и только после этого я могу овладеть этим качеством.

Итак, все происходит слишком медленно для вас, вам необходимо достичь порога, а это требует усилий. Есть несколько критериев, которые мы по-видимому будем использовать при преобразовании контрпримеров. Причина, по которой они стали контрпримерами, заключается в этой медлительности при достижении порога и в необходимости усилий. Возможно, есть и другие, но это по крайней мере часть того содержания, которое имеет отношение к делу.

Теперь у нас есть структура противоречивого качества. Пришла пора провести проверку на конгруэнтность. Закройте глаза и спросите: “есть ли внутри меня какая-нибудь часть, которая возражает против обладания этим качеством в виде непротиворечивого позитивного качества?”. Вам не придется преодолевать порог, прилагая большие усилия, все будет происходить быстро и самопроизвольно. У вас всегда будет выбор, проявлять это качество или нет, но оно всегда будет вам доступно, всегда под рукой, как и в случае со всеми другими вашими позитивными качествами, которыми вы обладаете. Учитывая все эти моменты, находите ли вы какие-нибудь возражения?

Брюс: Нет.

Выглядит неплохо. Первое, о чем я хотел бы вас попросить, возьмите позитивный пример, одну из тех вспыхивающих картинок, и поместите ее на месте позитивного образца. Превратите ее в один их тех телевизионных экранов... Вам пришлось потратить на это некоторое время. Возникли трудности?

Брюс: М-м-м.

Что вызвало затруднение?

Брюс: Как только я начал работать с позитивным примером проявления этого качества, у меня сразу возникло “но...”

Отлично. Я извиняюсь, позвольте мне немного более точно сформулировать свою инструкцию. Я хочу, чтобы вы взяли один из комплектов, включающих в себя как позитивный, так и негативный пример. Позитивный пример уже представлен в виде образа и поэтому он уже соответствует позитивному образцу. Возьмите следующие за ним ощущения и сопровождающие их звуки и преобразуйте их в визуальный образ. О чем это ощущение? О чем этот голос? Следуйте за ощущением и голосом, чтобы получить визуальный образ, связанный с этим контрпримером...

Брюс: Я увидел две вещи. Сначала я увидел себя, тяжело опускающимся в кресло, а затем я увидел своего отца, комментирующего ряд вещей, которые я сделал, и всегда добавлявшего: “но ты мог бы сделать также и это”.

Мы внедряемся в содержание немного больше, чем мне обычно необходимо для демонстрации. Выберите один из этих образов или оба, если хотите, а затем возьмите этот комплект, состоящий из позитивного и негативного образа, и представьте их в форме позитивного образца, так что у вас получится позитивный пример на большом телевизионном экране и чуть ниже контрпример на экране меньших размеров...

Брюс: Теперь легче игнорировать это “но”. Я знаю, что оно не пропало, но оно стало более естественным. А от этого становится легче.

Отлично. Теперь оно оказывает на вас меньшее влияние. Я извиняюсь за те трудности, которые вызвал у вас в первый раз. Обычно они не возникают в подобных случаях. А сейчас возьмите еще один комплект и повторите то же самое...

Хорошо, у вас уже появилось несколько примеров? Ваш экран уже заполнился?

Брюс: Я все еще заполняю его примерами.

Хорошо, возьмите пару минут или сколько вам понадобится, чтобы переместить еще несколько комплектов, пока новая база данных не станет похожей на ваш позитивный образец. Первоначально контрпримеров может оказаться больше, чем вам хотелось бы, но, по крайней мере, будет совпадать форма, в которой на больших экранах будут примеры, а на малых контрпримеры...

А сейчас я хочу, чтобы вы исследовали контрпримеры, чтобы найти в них общие черты. Учитывая то, что вы сказали о первом контрпримере, в котором участвовал ваш отец, похоже, все они связаны с мнением другого человека.

Брюс: Я думаю, что общей центральной темой для всех контрпримеров будет разочарование. Я приходил к разочарованию в самом себе через разочарование в других людях. Выдавив контрпримеры вниз, я по-другому понимаю смысл этих картинок. Теперь он звучит примерно так: “Зачем я брал так много на себя, чтобы сделать все эти вещи?”

А сейчас возьмите худший из них и подумайте о том, как бы вы хотели вести себя в этой ситуации и какой ресурс позволил бы вам преобразовать ее в желаемый вариант. Судя по тому, что вы сказали, мне кажется, что было бы полезным добавить немного способности оценивать ситуацию. Вероятно, не помешало бы на некоторое время перейти в позицию наблюдателя, чтобы подумать: “Хочу ли я этого, или этого хочет кто-то другой, или мы оба этого хотим?” Подумайте о том, какой ресурс мог бы вам понадобиться, а затем преобразуйте худший пример и проверьте, не преобразовались ли остальные самопроизвольно...

Брюс: Есть.

Остались ли еще какие-нибудь контрпримеры?

Брюс: Контрпримеры теперь играют роль обратной связи, указывая на те возможности, которыми я могу воспользоваться, и уже не являются поводом для боли и самобичевания. Когда они превратились в образы, я могу посмотреть на них и сказать: “Что из высказанного мне мнения я могу пропустить мимо ушей, а чем следует воспользоваться, как ценной информацией?”

Хорошо. Вот это уже лучше. Если только сразу после этого вы не собираетесь испытывать неприятные ощущения.

Брюс: Нет, думаю, что нет.

Подобные шутки могут оказаться весьма полезными. Когда я говорю: “Вы всегда можете вернуться к старому”, — а мне отвечают: “Я думаю, мне не захочется делать этого”, — это в некотором смысле фиксирует изменение. “Ни за что! Я не буду этого делать!”

Брюс: Это работает гораздо лучше.

Остались ли еще какие-нибудь контрпримеры?

Брюс: Нет. Все, которые действительно тормозили, уже обработаны.

Отлично. Наименование этого качества вам все еще кажется подходящим? После того, как вы совершили несколько изменений и преобразований, прежнее наименование могло немного устареть и, возможно, его следует изменить.

Брюс: Наименование можно оставить, а вот смысл этого качества для меня действительно изменился. Раньше это были очень отрывочные представления, а теперь у меня появился целый арсенал различных способов проявления этого качества, о которых прежде я даже подумать не мог.

Интересно. Каким же образом вы приобрели все эти новые способы проявления своего качества?

Брюс: Теперь, когда это стало образом жизни, я могу просто вести себя так, а не стараться изо всех сил сделать это.

Понимаю. Раньше вы старались сделать это изо всех сил из-за противоречивости? (Брюс: Да.) Так. Сейчас предлагаю вам представить себе, что вы идете в будущее. Подумайте о тех моментах времени в будущем, когда вы, возможно, столкнетесь с одной из подобных ситуаций, в которых проявление этого качества может оказаться особенно полезным, и просто войдите внутрь этой ситуации и посмотрите, что произойдет...

Кажется, вас это вполне устраивает, вы киваете головой. Есть ли у вас какие-нибудь возражения?...

Брюс: Нет, все прекрасно.

Глядя из нынешней ситуации назад, туда, где вами владели противоречивые мнения об этом качестве, что вы замечаете нового в своем состоянии?

Брюс: Первое, что приходит в голову, это ощущение в теле, напоминающее о том, что прежде мне приходилось постоянно бороться с самим собой, а теперь эта необходимость исчезла. Уже нет той тяжести, которая преследовала меня в прошлом. И обычное прежде напряжение в плечах тоже прошло. Вместо этого появилась приятная энергия движения и легкое пощипывание в спине...

А что вы заметили в аудиальной системе?

Брюс: Мне уже не нужно следить за собой, а также уговаривать себя проявить это качество или наоборот скрыть его.

У вас есть это качество?

Брюс: (быстро) Да. Да.

Мне нравится эта реакция — достаточно быстрая и конгруэнтная.

Салли: Вы уверены в этом?

Брюс: Да. Я уверен. И дает мне эту уверенность именно отсутствие внутренних звуков. Я больше не испытываю необходимости уговаривать себя действовать так или иначе. Я просто живу так. Это уже не труба, которая зовет изнутри, потому что теперь отпала необходимость в таком шуме. Все происходит тихо и очень естественно.

Это очень хороший ответ, и это как раз тот самый ответ, который необходим в такой момент. Если вы слышите “трубу”, это значит, что противоречивые ощущения сохранились. Например, что если при каждой попытке открыть дверь вы будете громко заявлять: “Я могу открыть дверь!” Это вполне уместно для маленького ребенка, который только что научился открывать дверь, но если это делает взрослый, это выглядит довольно смешно. Когда люди в чем-то чувствуют неуверенность, они обычно бывают слишком напряженными, слишком сосредоточенными на этом качестве. Когда же вы уверены в своих способностях, вы даже не задумываетесь над этим и просто делаете то, что требуется.

Многие люди думают, что уверенность подобна той самой “трубе”, о которой говорил Брюс, и так думают и говорят многие политики и публичные ораторы. Для многих людей это звучит весьма убедительно, потому что они не осознают, что чрезмерная уверенность в действительности является признаком неуверенности. Ответ Брюса мне кажется замечательным. “Я больше не испытываю необходимости уговаривать себя действовать так или иначе. Я просто живу так”. И это говорит о том, что теперь сформированное качество стало прочно и надолго частью его личности.

Большое спасибо, Брюс. А теперь есть ли у вас вопросы ко мне?

Стэн: Мне действительно нравится идея проверки достигнутых изменений путем сравнения полученных результатов с тем, что было раньше. Можете ли вы остановиться на этом чуть подробнее?

Конечно. Такое сравнение преследует сразу несколько целей, и некоторые из них весьма не очевидны. Очевидно возникает вопрос: как собрать информацию о том, что изменилось, чтобы убедиться, что полученные изменения соответствуют поставленным целям. Но кроме того, я предполагаю возникновение изменений, ведь если бы их не было, нам пришлось бы предпринимать какие-то дополнительные усилия. У Брюса все изменения физиологии были весьма заметны. Внутренняя борьба в аудиальной системе и тяжесть и напряжение в плечах прошли, и сейчас мы видим энергичное движение в его теле.

Но предложение посмотреть назад является также способом консолидации изменений, потому что оно предполагает, что он полностью ассоциировался с настоящим и диссоциировался от того, кем он был прежде. Я также ожидал, что нынешнее состояние больше устраивает Брюса, чем прежнее, и внимательно прислушивался ко всем возможным проявлениям обратного. Так что в этой простой инструкции так много всего, что весьма маловероятно, чтобы кто-нибудь смог за всем этим уследить, чтобы сознательно симулировать реакцию, не соответствующую его реальным ощущениям.

Луис: Когда вы преобразуете противоречивое качество в позитивное, как вы можете быть уверенными в том, что оно будет ладить со всеми другими качествами личности?

Помните, что я уточнил в самом начале, что ваши ценности явно на стороне позитивной стороны противоречивого качества и вы действительно хотите быть таким. Это предполагает, что вы уже думали об этом и пришли к заключению, что это качество — именно то, что вам необходимо.

Однако, то обстоятельство, что я попросил вас выбрать качество, в ценности которого вы уверены, вовсе не означает, что все именно так и произошло. Когда вы внимательно проверяли примеры и контрпримеры, вы могли обнаружить, что ваша уверенность не столь сильна. А если вы не вполне уверены в том, чего хотите, то вполне уместно испытывать противоречивые чувства относительно этого качества. Сначала вам следует выяснить, на чьей стороне ваши ценности, и решить для себя, чего вы хотите. Ранее я сделал несколько предложений о том, как это можно сделать. Обычно самое эффективное из того, что вы можете сделать, заключается в том, чтобы пережить конкретные жизненные ситуации, чтобы определить, что вы цените, вместо того, чтобы пытаться вывести эти ценности логическим путем.

Энди: Мне кажется, то, что мы называли противоречивым качеством, ничто иное как так называемые “полярности”, и поэтому меня не покидает мысль о тех приемах, с помощью которых я научился работать с полярностями: внутренние переговоры между двумя конфликтующими сторонами, или “Визуальное сжатие”, в котором два образа с помощью рук сближаются между собой и объединяются в единый образ, и я попросил бы вас прокомментировать эти приемы.

Да, полярности и противоречивые качества, на мой взгляд, представляют собой различные наименования для одного и того же. Мы могли бы говорить об “одной части”, которая верит в то, что вы обладаете определенным качеством, в то время как “другая часть” верит в противоположное. В НЛП существуют старые методы, позволяющие интегрировать эти части, и одним из таких методов является “Визуальное сжатие” [2, гл. 13]. И хотя эти методы являются вполне эффективными, они очень грубые, потому что они не позволяют собрать точную и подробную информацию о противоречивых сторонах, и поэтому при их использовании очень трудно точно предсказать, что получится в результате интеграции.

Другая проблема, возникающая при простом объединении двух сторон полярного качества, состоит в том, что при этом все происходит одновременно: в некоторый момент времени все примеры и все контрпримеры сливаются в одно целое — все равно, что всю мебель из двух совершенно непохожих друг на друга домов свезти в один дом. Вот почему многим людям требуется изрядное время для последующей интеграции. Время требуется для того, чтобы разобрать полученную свалку и сделать новое пространство приспособленным для жизни, решить, куда какую ставить мебель, что отправить не чердак, а что продать или сдать в магазин уцененных товаров и т.д.

Когда вы преобразуете и интегрируете контрпримеры один за другим, или предварительно объединив их в группы похожих между собой контрпримеров, вы обладаете гораздо большей информацией о своих примерах и контрпримерах. Это позволяет вам правильно подобрать наиболее подходящие ресурсы и метод преобразования, а также внимательно отнестись к внутренней экологии. Вместо того, чтобы закрепить якорем две полярности и сжать их в одно целое, вы берете один контрпример за другим (или группу похожих друг на друга) и сначала преобразуете их, и лишь затем аккуратно объединяете в одно целое.

Если возникают возражения, мы возвращаемся назад и выясняем, что предпринять, чтобы максимально облегчить процесс изменения. Это делает процесс гораздо более точным, элегантным и менее разрушительным, а также требует очень мало времени для интеграции и последующей сортировки. Такой процесс оказывается менее драматичным, чем визуальное сжатие, и в то же время гораздо более изящным и аккуратным, а также значительно более уважительным по отношению ко всем частям личности человека.

Hosted by uCoz