Демонстрация

И что же вы хотели бы... (построить)?

Питер: “Привлекательность” подошла бы лучше всего.

Хорошо, вы не думаете, что вы привлекательный человек.

Питер: Не совсем.

А я думаю, что вы привлекательный, так что идите сюда. (Питер выходит в центр.) Ну хорошо, сейчас, когда я произнес эти слова, что происходило у вас внутри?

Питер: (качая головой и пожимая плечами) Что-то вроде “нет”.

Так. Если вы говорите “нет”, дайте мне больше информации. (Группе) Я сейчас проверяю, не отрицание ли это.

Питер: Это скорее всего... у меня такое ощущение, что это похоже на чистый лист.

“Чистый лист”. Звучит неплохо. Потому что если это представитель “нулевой позиции”, то, скорее всего, в этом ничего нет. В этом нет отрицания. И как мне кажется, я не думаю... я не подумал бы, что вы считаете себя непривлекательным.

Питер: Нет, конечно нет. Это скорее... я не считаю себя непривлекательным, но я не считаю себя и привлекательным.

Да. Хорошо. (Группе) Это то, что нам нужно. Вы поняли смысл той проверки, которую я проводил? Я просто хотел убедиться, что это один из этих случаев (нулевая позиция). Что случится, если вы начнете действовать и построите нечто позитивное и при этом не ослабите негативное?... Задумайтесь над этим. Да, прямо сейчас... Я говорю вполне серьезно. Это очень важный момент. Если у человека сложилось негативное убеждение... если он считает себя непривлекательным, а я встроил ему убеждение, что он привлекательный, что тогда?... Тогда мы сталкиваемся с конфликтом частей личности. У большинства людей хватает своих конфликтов, так давайте не будем добавлять новых. (Питеру) Подумайте о таком качестве, которым вы по вашему мнению действительно обладаете.

Питер: (кивая) Я думаю, я умный человек.

Умный. Хорошо. И вы вполне уверены в этом, не так ли?

Питер: (кивая) Да. (Смех.)

Да. (Шутя.) Ведь мы не сказали “высокомерный”, мы сказали “умный”. (Снова смех.) Хорошо. Теперь я хотел бы знать, какими доказательствами вы обладаете? Как вы представляете себе то, что вы умный?

Питер: ... Хм, (смех) я не вполне уверен. Мм, похоже это встроено внутрь меня?... (Жестом указывает на свое левое ухо.) Мой внутренний голос говорит: “Я смышленый”.

Так. Голос звучит вот здесь. Итак, каковы же все-таки доказательства? Ведь голос — это просто голос, правильно? Голос слева от вас говорит: “Я смышленый”. Хорошо. И это замечательно, я не спорю с этим. Я просто хочу знать, в чем состоят доказательства? Каким образом он узнает, что это верно?

Питер: Другие люди говорили мне.

Ну, я не доверяю людям. А вы?

Питер: (кивая) А я доверяю.

Вы доверяете? Так что мне остается только сказать вам, что вы привлекательный, и с этого момента...

Питер: Мне кажется, если бы я слышал это достаточно...

“Достаточно”. Хорошо. И что же...

Питер: Да. Что-то похожее. Потому что это как раз то, о чем вы говорили: я хочу, чтобы моя жена постоянно повторяла мне, как сильно она любит меня. А она считает это излишним. (Смех.)

Да. (Смех.) (Группе) Это то, что нам нужно. Это то, что нам нужно. Мы убедились в этом дважды, потому что два основных теста дали положительный результат. Первый заключается в том, что он ищет подтверждение у других людей, а второй состоит в том, что если я говорю ему, что он привлекательный, то это не считается. Это что-то вроде: “Ну, знаете, это почти чистый лист”. И это то, что требовалось. Отлично. (Питеру) Теперь, возвращаясь к “Я смышленый”, есть ли в вашей звуковой памяти воспоминание о том, как разные люди говорят вам это в самых различных ситуациях? Есть ли такое доказательство?

Питер: (кивая) Да, я сделал множество вещей, за которые удостоился похвалы окружающих.

Хорошо. И пока вы слышите все эти голоса, выберите один из них. Можете подумать о конкретном голосе, который говорит: “Вы сделали умное замечание”, — или что-то подобное? Или что-нибудь еще?

Питер: (Кивает.)

Аудиальное воспоминание... Так о чем он мог говорить?

Питер: Я помню, как мой отец сказал: “Я не могу понять, откуда в тебе столько ума”.

О, замечательно. Вы это слышите? Это предположение. “Я не могу понять, откуда в тебе столько ума”. Здесь также встроенное сравнение, ведь так — что сам он не такой умный. Питер говорит, что его отец говорил ему о том, что он умнее своего отца.

Питер: При этом во мне происходило что-то странное, потому что я всегда считал его гораздо умнее себя. Так что это было настоящее... (Питер выглядит удивленным.)

Когда он говорил это. Ну, хорошо. (Группе) Я хочу записать это, чтобы запомнить. Иногда попадаются такие замечательные примеры, которые идеально подходят для обучения. “Я не могу понять, откуда в тебе столько ума”. Это удивительный пример. Вот бы все родители говорили так. А что чаще всего говорят родители?... Сохранив ту же форму предложения и просто заменив некоторые слова? Что бы сказало большинство родителей? “Как ты умудряешься быть таким глупым, упрямым”. “И откуда ты набрался всей этой глупости”. Ну хорошо, не будем долго останавливаться на этом. (Питеру) Есть еще какие-то голоса? Слышите ли вы другие голоса в этом месте? И из того, что я слышал от вас, я понял, что для вас важно, чей это голос. Так ли это?

Питер: (кивая) Да.

Если бы это был простой прохожий на улице, имело бы это для вас такое же значение? Звучало ли бы это столь же убедительно?

Питер: Это не было бы столь убедительным, но это все равно... это все равно считалось бы.

Хорошо. Это все равно учитывалось бы. Так.

Питер: Чем более умный человек делает такое замечание, тем большее влияние оно оказывает.

Конечно. Так что важен и источник. Сколько по вашему мнению там голосов? Вы говорили, там целая группа голосов: из воспоминаний, люди...

Питер: (качая головой) Не знаю, но в голову приходит число пятьдесят.

Пятьдесят. Хорошо. Это основательный человек, ведь так?

Питер: Думаю, да.

Ну, хорошо. Есть что-то еще в качестве доказательства? Существует этот голос, говорящий вам эту фразу, и за ней кроется еще одно доказательство, состоящее из всех этих людей, каждый из которых делает свое замечание. Есть ли что-то еще?

Питер: Мм. Есть... Когда вы задали вопрос в первый раз, мне ничего не пришло в голову... никакого образа. В основном были звуки. А сейчас, когда вы спросили меня, мне стали приходить в голову картинки о том, как я получал дипломы, и все эти дипломы сейчас висят на стене, напоминая мне о том...

И если вы услышите голос своего отца, говорящий: “Я не могу понять, откуда в тебе столько ума”, — возникает ли вместе с ним какая-нибудь картинка в голове?

Питер: (качая головой) Мм, нет. Только образ отца... Я имею в виду отца, говорящего эту фразу — я могу вспомнить ситуацию, в которой это было сказано.

Так, хорошо, но есть ли у вас эта картинка... Появляется только голос, звучащий в ночи, или же вместе с ним появляется картинка с изображением того, как он это говорит? (Питер из Англии, поэтому для него естественно, что первичное представление оказалось аудиальным, но я проверяю, чтобы убедиться, что визуальный образ тоже присутствует, что более свойственно американцам.)

Питер: (Кивая) Думаю, что аудиальное гораздо важнее визуального.

Хорошо. Прекрасно. Тогда я задам вам еще один вопрос, который может показаться немного странным. “Есть ли какие-нибудь контрпримеры?” Есть ли какие-нибудь...?

Питер: (широко улыбаясь и качая головой) Нет. Вроде бы и есть, а вроде бы и нет. Я имею в виду, я понимаю, что иногда я делаю какие-нибудь глупости, но (качая головой) это не изменяет моего убеждения. По некоторым причинам это не оказывает никакого влияния.

Так. Замечательно. А сейчас я хочу сделать одну вещь, своего рода эксперимент, а вы расскажете мне, как он прошел. Что если один голос отсюда — по крайней мере, один или два, или три — будет говорить: “иногда вы говорите чепуху”.

Питер: Это замечательно.

Это замечательно? Хорошо. То, что я сейчас делаю, направлено на то, чтобы избежать напыщенности. Это прекрасно иметь обобщение, но любое обобщение рано или поздно разрушается. Даже самый умный человек в мире — неважно, кого именно вы сейчас выберите — время от времени будет говорить глупости или делать глупости, или поступать глупо, или что-то в этом роде. Если у него обобщение подкрепляется только позитивными примерами, тогда он может подумать: “Все, что я говорю, золото. Все, что я делаю, совершенство, все, что я делаю, я делаю правильно”.

Питер: (качая головой) Нет.

(Группе) В данном случае это не так. Хорошо. Один из способов избежать напыщенности состоит в том, чтобы сознательно внедрить контрпримеры в это обобщение. Прекрасно иметь большое твердое убеждение. У него пятьдесят примеров; у некоторых всего один. Есть старая шутка о человеке, который знал, что все индийцы ходят гуськом, потому что он однажды видел одного индийца. (Смех.)

И здесь целый простор для исследований о том, что касается я-концепции и обобщений в целом. Потому что я-концепция является просто обобщением по отношению к я. Некоторые люди действительно строят свои обобщения, опираясь на один единственный пример. Человек сделает одну единственную вещь, а они уже заключают: “О, это человек такого-то типа”, — потому что они видели его однажды. Другие люди проявляют больше тщательности, им уже требуется целая куча примеров, чтобы построить обобщение.

Приходилось ли вам встречать человека, считавшего себя очень умным, в то время как окружающие с ним не соглашались? К сожалению, клиенты не приходят с просьбой: “Я слишком напыщенный, и мне хотелось бы, чтобы вы помогли мне это изменить”. (Смех) Не приходят. Если находящийся в депрессии человек считает, что ему ничто не поможет, он не придет к вам, чтобы сказать об этом, потому что убежден, что это ему тоже не поможет. Таким образом, существуют ловушки, в которые могут попасть люди с определенными проблемами, и они не придут к вам сами. Их может привести кто-нибудь другой: жена, сын, дочь или кто-то еще, но сам человек не воспринимает это как проблему (или не верит в возможность ее решения).

Большая часть технологий НЛП, которым мы обучаем вас, подразумевает наличие добровольного клиента, который приходит к вам и говорит: “У меня проблема, моя жизнь проходит не так, как надо, и мне требуется ваша помощь”. Есть и другие моменты, справляться с которыми оказывается чуть сложнее, потому что вам необходимо в некотором смысле убедить человека в том, что это проблема (или что можно ее решить).

(Питеру) Итак, сейчас вернемся к нашим делам. То, что я предлагаю сейчас сделать — и я хотел бы знать, если у вас возникнут какие-нибудь возражения — состоит в том, чтобы построить здесь такое же представление о том, что вы привлекательный человек.

Питер: (энергично) Нет возражений! Целый хор голосов внутри говорит: “Да, да, да!”

Вашей жене это тоже понравится. Итак, вы знаете, в каком месте вы слышите эти голоса и как громко они звучат, и все особенности звучания фраз “Я смышленый” и “Я умный”. Я и собираюсь сделать это следующим образом, потому что думаю, так получится лучше. У вас есть одно обобщение “Я смышленый”. Я хочу встроить второе обобщение. Прежде чем сделать это, я собираюсь встроить конкретные примеры из прошлого. В них вы не обязаны быть “привлекательным”, это слово не обязано в них звучать. Это может быть что-то вроде “Вы так замечательно играли с ребенком” или “Вы подарили мне чудный подарок”, или что-нибудь подобное. И я хочу, чтобы вы взяли эти случаи один за другим, чтобы собрать пятьдесят таких случаев. И когда вы соберете пятьдесят, сообщите мне и затем создайте один главный голос, который будет говорить вам: “Я привлекательный” или “Я заботливый человек”, или то, что вы хотите слышать. Слова не имеют значения, все зависит от человека, потому что слова определенного человека будут действовать лучше. Есть ли у вас вопросы по этому поводу?

Питер: Нет.

Хорошо. Тогда начинайте. (Питер закрывает глаза.) Просто вернитесь в свое прошлое и начните поиск... и конечно же ваше подсознание может принять в этом поиске полное участие... чтобы обратиться к самым различным периодам вашей жизни... и точно так же, как было важно, чтобы человек, говорящий, что вы умный, был тоже умным... вероятно, важно, чтобы человек, говорящий эти слова... тоже был человеком умным и привлекательным или же обладал какими-то другими качествами, которые на ваш взгляд связаны с предыдущими. Вы понимаете, о чем я говорю? (Питер кивает.) Хорошо. Уделите этому некоторое время... Собирайте эти случаи не торопясь, один за другим... голоса, которые искренне и конгруэнтно... дают вам положительный отзыв о том, что вы заботливый, привлекательный человек... (Далее идет пауза, которая длится 26 секунд и в течение которой Питер ищет и собирает примеры.)

Но я думаю, вам действительно необходимо досчитать до пятидесяти.

Питер: (более мягким голосом, кивая) Нет, у меня есть ощущение, что процесс завершен.

Итак, у вас есть ощущение, что все завершено. Впрочем, в свободное время вы всегда сможете добавить еще несколько примеров — во время ожидания автобуса или как-нибудь в другое время. Ну хорошо, вы уже построили тот голос, который в некотором смысле суммирует все эти примеры?

Питер: (кивая) Мм. (Тихо) Он говорит: “Я любимый (loved)”.

“Я любимый”. Хорошо. Мне нравится это. Мне также нравится тон голоса.

Питер: (широко улыбаясь) Да. Мне он тоже нравится.

Так вы привлекательный человек?

Питер: (тихо) Да.

Как это ощущается.

Питер: (улыбаясь) Очень странно.

Да. Так бывает в самом начале. Ведь это новое. Похоже на многие изменения, который поначалу кажутся странными, но это приятная странность, не правда ли?

Питер: Да. В некотором смысле теперь я думаю о самом себе совершенно по-другому... А что, мой голос тоже звучит по-другому?

Угу. (Члены группы подтверждают.)

Питер: Потому что даже для меня мой голос звучит по-новому.

Угу. В нем больше глубины. Он немного ниже.

Питер: Ооо! (Широко улыбаясь) Спасибо.

Как это ощущается теперь? Теперь, когда у вас есть целых двадцать секунд, чтобы воспользоваться этим. (Смех.)

Питер: Мм, такое впечатление, что все вокруг прыгает и скачет. Все немного неустойчиво. И мне кажется, у меня появилось... самое главное — это ощущение всепоглощающего любопытства. (тихо) Это просто вау!

Hosted by uCoz