Обсуждение

Есть ли у вас вопросы по поводу этой видеозаписи?

Фран: Это кажется слишком простым и обыденным. Многим людям кажется, что изменения на уровне личности должны проходить очень трудно и долго.

Знаете, любое дело будет трудным, если вы не знаете, что делать и как делать, а если знать, то все становится простым. Вспомните, как вам приходилось осваивать какое-нибудь новое незнакомое оборудование или инструмент и как вы мучились, пока не узнали, как им пользоваться. Но как только вы узнали способ применения, все стало просто, не так ли?

То, что я продемонстрировал с Питером, представляет собой простейший метод изменения личности. Это было изменение, к которому он конгруэнтно стремился, не было помех в виде негативных убеждений, и нам не встретились конфликтующие друг с другом цели.

Большинство людей, которые пытаются прийти к более позитивному самовосприятию, встречаются с серьезными трудностями, потому что они изначально воспринимают себя негативно, а это и становится их главной помехой. Немного похоже на попытку поднять большой камень, прочно скрепленный с фундаментом, — конечно, это очень трудно и мучительно. Чуть позже я научу вас справляться и с такими ситуациями, но они действительно в некоторой степени усложняют процедуру.

Многие люди ставят знак равенства между интенсивным проявлением эмоций и эффективным изменением, и я полагаю, это одна из причин, по которой НЛП часто критикуют за “пренебрежение эмоциями”. Существует множество контрпримеров к идее о том, что драматизм и эмоциональность являются показателем эффективности, и я думаю, что здесь все наоборот. Довольно часто бывает так, что, находясь в сильном эмоциональном возбуждении, люди просто выражают свое расстройство и демонстрируют полное отсутствие внутренних ресурсов, необходимых им для того, чтобы справиться с трудной ситуацией.

Напротив, когда ваших ресурсов хватает, чтобы справиться с трудной ситуацией, вы можете даже не задумываться над этим, и ваше эмоциональное состояние может оказаться гораздо менее интенсивным! Вспомните, какими непреодолимыми трудностями были для вас в детстве такие задачи, как завязывание шнурков на ботинках, а сейчас это стало делом настолько привычным и обыденным, что вы справляетесь с ним, даже не задумываясь.

Каждый инженер знает, что машина, производящая много шума, действует неэффективно, потому что шум представляет собой бесполезно расходуемую механическую энергию (если, конечно, целью создания этой машины не было собственно производство шума). Эффективно действующие механизмы работают тихо, потому что вся их энергия направляется на выполнение их основной функции.

Много лет назад я занимался гештальт-терапией, в которой очень много драматизма: люди кричат на пустые стулья и избивают подушки. Это было очень драматично, но результаты редко приносили пользу. Прежде чем появились антибиотики и средства иммунизации, практически каждой семье приходилось сталкиваться с драматическими переживаниями, когда их ребенок находился между жизнью и смертью, страдая от таких заболевания, как скарлатина и оспа, которые в настоящее время большинству людей практически не знакомы. А в антибиотиках и средствах иммунизации очень мало драматизма, зато действуют они очень эффективно. Практически в любой области, когда мы знаем точно, что и как следует делать, изменение проходит легко и без всякого драматизма. Многие из тех изменений, которые вам пришлось пережить, произошли тихо, но имеют для вас далеко идущие последствия.

Дан: Что если человек не сможет найти примеры того качества, которое хотел бы приобрести?

Чаще всего это вопрос о том, как он ищет эти примеры. Обычно бывает так, что при поиске примеров человек предъявляет к ним слишком высокие критерии. Если он ищет примеры проявления “храбрости”, то может подумать, что храбростью можно назвать только поступки, сравнимые с победой в одиночку в маленькой ядерной войне. Или же человек может проверить все свои примеры проявления храбрости и прийти к выводу, что все они не вполне совершенны. В этом случае необходимо несколько ослабить его критерии и расширить понятие храбрости, чтобы к ним подходило большее количество его воспоминаний. Храбрость может означать самый широкий круг поступков, в которых человек отстаивает свои принципы и ценности в некотором противостоянии. Как только вам удается немного расширить критерии, большинство людей сразу же находит множество примеров.

Но предположим, что человек и в этом случае не может найти ни одного примера. Тогда вам необходимо приложить все свои умения к тому, чтобы помочь ему получить доступ к подходящим ресурсам и пересмотреть воспоминания, чтобы найти храбрые поступки в прошлом, затем перенести их в будущее, чтобы у него были и будущие примеры проявления храбрости, а после этого использовать и те и другие примеры для формирования базы данных.

Анна: А не могли бы вы привести такой пример?

Конечно. Если человек не в состоянии отыскать пример проявления храбрости, попросите его вспомнить ситуацию, в которой он не был храбрым, но хотел бы таким быть. Затем вы просите его пересмотреть эту ситуацию и подумать о таком внутреннем ресурсе, который помог бы ему проявить храбрость. Возможно, если бы в то время он просто подумал о том, какое впечатление произведет эта ситуация на его детей или какого-нибудь другого человека, ему стало бы гораздо легче предпринять необходимые действия. После этого он может проиграть в своем воображении эту ситуацию заново, удерживая в голове эту новую идею и мысленно воспроизводя те действия, которые по его мнению больше соответствуют понятию храбрости. Затем необходимо перенести этот опыт в будущее в те моменты, в которых ему может понадобиться храбрость, и после этого поместить пересмотренные примеры из прошлого и новые примеры из будущего в новую базу данных для храбрости.

Или человек мог слишком много внимания уделять мнению о нем других людей. Тогда вы можете попросить его вспомнить такую ситуацию, в которой его совершенно не интересовало мнение других людей, и когда он полностью воспроизведет это состояние, попросите его снова проиграть в своей голове эту ситуацию и посмотреть, как по-новому она будет развиваться на этот раз. Такого рода подстройку и проверку можно повторить несколько раз до тех пор, пока его не устроит новое развитие событий, а затем следует перенести эту ситуацию в будущее и, наконец, в базу данных.

Билл: Интересно, а может ли быть несколько вариантов баз данных для различных позитивных личностных качеств?

Я не исследовал эту тему. То, что я демонстрировал в работе с Питером, всегда давало хорошие результаты, поэтому я предположил, что у одного и того же человека базы данных для различных позитивных личностных качеств устроены одинаково либо различия между ними настолько незначительны, что ими можно пренебречь. Кажется, Грегори Бейтсон сказал: “Изменение, которое не вызывает никаких изменений, изменением не является”. (“A difference that makes no difference is no difference.”) Меня больше всего интересовал практический вопрос о том, что можно сделать, чтобы помочь человеку измениться, но это могло бы стать интересной темой для исследования и вы могли бы откопать здесь что-нибудь полезное.

Луис: Я был удивлен тем, что вы не объяснили Питеру более детально, что необходимо делать. Очевидно, что все получилось здорово, но мне кажется, он нуждался в более подробном руководстве.

Эта демонстрация была частью мастер-курса по НЛП, так что я предполагал, что у Питера к тому времени уже сформировались достаточно ясные представления о субмодальностях и других понятиях, а также сложились необходимые умения и навыки. Если бы у него возникли какие-нибудь трудности, я предложил бы ему более подробные пошаговые инструкции.

Иногда людям требуются более подробные инструкции, а иногда — менее подробные. Одни люди действуют очень быстро и даже опережают вас. Если такому человеку вы будете давать слишком подробную инструкцию, он прервется и скажет: “Не могли бы вы замолчать. Я уже почти все сделал, а вы меня отвлекаете”. В другой раз вы только начинаете описывать следующий шаг процедуры, а он говорит: “А я уже сделал это”. Конечно же, порой такие люди, забегая вперед, уходят в неправильном направлении, и вам приходится возвращать их к тому месту, в котором они сбились с пути. Главное здесь — заметить, что необходимо данному человеку, и подстроить свое поведение, чтобы максимально облегчить ему выполнение задачи.

Стан: Мне кажется, что Питер оказался как раз тем человеком, в котором компетентность сочеталась с недостатком уверенности, о чем вы говорили прежде.

Да, согласен. С Питером приятно было работать, его жена любила его, и многим людям он нравился. Он просто не смог организовать все эти моменты в такую форму, которая позволяла бы ему воспринимать их как черту своей личности. Я еще раз хочу подчеркнуть, как важно уметь организовать элементы своего опыта. В самом начале я сказал Питеру: “Я считаю вас привлекательным человеком”, — но это не считалось. Я убежден, что у каждого из вас был случай, когда вы, пытаясь убедить в чем-нибудь друга или клиента, приводили в противовес его ограничивающему убеждению какой-нибудь контрпример, который не давал никакого результата. Один единственный контрпример обычно (и зачастую в буквальном смысле) просто отбрасывается в сторону. Но когда вы собираете целую группу примеров, придав им ту форму, которая подходит к тому человеку, с которым вы работаете, они становятся весьма убедительными. Теперь Питер думает о себе как о привлекательном человеке, и это так же естественно и, как он говорит, “встроено внутрь меня”, как и его знание о том, что он умный человек.

Фред: Мне кажется, то, что вы сделали, можно было бы назвать построением части так называемой “внутренней референции” (“internal reference”), способности иметь внутреннее знание, независимое от мнения окружающих.

Да, это еще одна полезная точка зрения на изменение, касающееся того, как Питер воспринимал самого себя. Когда люди пользуются понятием “внутренняя референция”, они часто думают об этом как о чем-то отдельном и единичном: что у человека есть свое мнение обо всем, а не мнение, которое складывается из многих более мелких элементов, проявление которых часто зависит от содержания и контекста. Предположение о том, что тот или иной человек имеет внутреннюю референцию, всегда является слишком сильным обобщением, потому что всегда найдутся такие ситуации, в которых он будет проявлять внешнюю референцию. До того, как я начал с ним работать, у Питера была внешняя референция по отношению к тому, что он умный, и слишком внешняя референция по отношению к его привлекательности. Овладение новым умением — это такая ситуация, в которой вполне допустимо правильно выбрать эксперта в этой области в качестве внешнего референта.

Вы можете также сказать, что Питер находился в сильной зависимости от других людей в отношении любви и привязанности. Когда мы помогли ему построить внутреннее знание о том, что он достоин любви, он перестал в этом вопросе так зависеть от окружающих. Я хотел бы упомянуть еще об одном, на мой взгляд, весьма важном моменте. Многие люди ошибочно считают, что независимость приводит к безразличию. Но как показало последовавшее через две недели интервью с Питером, теперь, когда Питер обрел независимость в вопросе о собственной привлекательности, с одной стороны, он стал более открыто проявлять свою любовь, а с другой стороны, научился гораздо больше ценить привязанность и заботу его жены. Независимость дает вам больше свободы, чтобы уважать и ценить отношения с другими людьми вместо того, чтобы замыкаться на собственных неудовлетворенных потребностях.

Один из участников предыдущего семинара работал с мужчиной, который очень критически относился к построению качества, очень похожего на то, которое мы построили с Питером. На следующей неделе подруга этого мужчины пришла познакомиться с этим участником, переполненная любопытством по поводу того, что он такого сделал с ее другом. Эта подруга сказала, что она совсем уже собиралась бросить его, но теперь он стал гораздо более мягким и более открытым, чем прежде, и что однажды, будучи раздраженным, он вдруг извинился перед ней вместо того, чтобы набрасываться с традиционными придирками.

Кен: Когда вы в самом конце делали проверку и спросили его, является ли он привлекательным, вслед за этим вы спросили, как он это ощущает, и он ответил: “Весьма странно”. Вы объяснили это тем, что такое состояние ему просто незнакомо, и это объяснение, кажется, ему подошло. Я подумал, что это могло быть проявлением возражения против изменения.

Это могло быть возражением, но странные ощущения являются довольно распространенной реакцией в такие моменты, потому что человек начинает воспринимать себя по-другому, потому что новое появилось и в самом человеке, и в том, как он воспринимает себя. В любой терапевтической работе очень полезно проводить четкое различие между возражением против изменения и простой непривычностью. Непривычность это не возражение, просто наблюдение. Человек замечает, что чувствует себя по-новому, и комментирует это состояние: состояние странное, но приятное. Невербальные проявления “непривычности” совершенно отличаются от проявлений возражения. Наиболее распространенными проявлениями непривычности являются широко раскрытые глаза, расслабленное и открытое лицо и голова, слегка наклоненная вперед. В случае возникновения возражения глаза обычно сужены, лицо более напряжено, а голова слегка отклонена назад. Чтобы научиться замечать эти отличия, вы можете попросить друга воспроизвести эти состояния по очереди и понаблюдать за внешними различиями.

Когда человек говорит: “Я как будто сам не свой”, — это явно указывает на то, что вы совершили серьезное изменение его я-концепции и что это изменение затронет довольно большую область, стремились вы к этому или нет. Если вы хотите убедиться в отсутствии возражений, можно спросить: “Ну хорошо, а приятно ли вам ощущать себя новым человеком?”

Обычно ощущение непривычности проходит довольно быстро, как только человек привыкает к новому состоянию. Если же оно сохраняется, спросите: “Сколько раз вам достаточно пережить нечто новое, чтобы привыкнуть к нему?” Чаще всего называют число не больше десяти, и тогда вы можете сказать: “Хорошо, уделите минуту или две тому, чтобы пережить это десять раз, и дайте мне знак, когда закончите”. Поскольку ваш вопрос (и его ответ) предполагает, что это состояние станет привычным спустя несколько испытаний, так оно и произойдет. Если же это было настоящее возражение, после повторений ощущение не пройдет.

Существует еще одно довольно часто возникающее очевидное возражение, которое некоторые люди до сих пор не научились выявлять. Нередко в ответ на предложение об изменении человек отвечает: “Я не думаю, что такое может случиться”. Это не возражение, это лишь утверждение, касающееся убеждений или ожиданий этого человека. Вам ничего не остается, кроме как согласиться с его сомнением и отделить его от возражений. “Замечательно, я понимаю, что вы сомневаетесь в том, сможете ли осуществить такое изменение. Но если бы оно все таки произошло, какие возражения могло бы оно вызвать?”

Вам необходимо научиться очень внимательно выслушивать ответы людей на свои вопросы. Если в ответ на вопрос о месте проживания вы слышите: “Четверг”, — вероятно, вы не примете это в качестве ответа и будете спрашивать снова. Тем не менее, многие, получив в ответ на вопрос о возможных возражениях фразу: “Я не думаю, что у меня получится”, — воспринимают ее как ответ на поставленный ими вопрос. Ранее я спросил одного участника семинара о том, каким образом определенное изменение повлияло на силу качества личности, и он ответил: “Мне это понравилось больше”. Поскольку это не был ответ на мой вопрос, мне пришлось спрашивать снова.

Тед: Я заметил, что вы не предложили ему включить контрпримеры в свое качество.

Да, согласен. Если бы это происходило сейчас, это была бы одна из тех вещей, которые я сделал бы по-другому. Вспомните, что эта видеозапись была сделана одиннадцать лет назад, и я уже научил вас гораздо большему, чем знал тогда.

Анна: Все, что вы делали, было направлено на то, чтобы помочь ему отобрать и организовать свои воспоминания более подходящим для него образом. Вы не искали дополнительные ресурсы, не ставили якоря и не использовали другие приемы НЛП, которые мне известны.

В общем то, я помог Питеру отобрать и организовать набор воспоминаний в обобщение о нем самом, устроенное по аналогии с тем обобщением, которое касалось его умственных способностей. Изучение структуры его представлений о своих умственных способностях служило двум целям. Первая состояла в том, чтобы найти внутреннюю структуру, которая уже работает у Питера, чтобы построить новое качество, которое будет функционировать не хуже уже действующего. Вторая цель изучения этой структуры заключалась в том, что сама эта структура представляла собой мощный убеждающий фактор для Питера, доказывающий возможность построения стабильного внутреннего представления, которое обеспечивает его знаниями о самом себе. Без него Питер мог задать вопрос: “Быть привлекательным не может быть качеством личности, ведь это мы получаем от других людей”.

Но мы можем описать этот же процесс в упомянутых вами терминах. Каждое его воспоминание представляет собой ресурс, являющийся якорем для конкретного позитивного состояния. Набор голосов в определенном месте является мощным якорем для группы переживаний, имеющих определенное значение для Питера, и т.п.

У каждого из нас огромный запас различных воспоминаний, но большинство из них превращается в балласт, потому что не организованы. Все равно, что иметь огромный амбар, до крыши забитый всяким добром, и не иметь возможности даже разглядеть, что в нем хранится, видя только то, что на самом верху и у самой двери. В таком виде вы не сможете воспользоваться своим добром, потому что оно уложено не в том порядке, который позволяет найти то, что вам необходимо. В некотором смысле построение качества похоже на “изменение личностной истории”, в котором вы ищете и получаете доступ к ресурсной реакции и связываете ее с тем контекстом, в котором вам хотелось бы иметь эту реакцию. Главное различие состоит в том, что в нашем методе мы организуем группу переживаний и обращаем особенное внимание на форму этой группы.

Большинство технологий НЛП помогают найти конкретное решение для конкретных задач или ситуаций. Но неприятные и проблемные события случаются с каждым из нас и все они такие разные, что мы никогда не сможем подготовить подходящую реакцию на все случаи жизни. Когда же вы работаете с я-концепцией, вы создаете гораздо более общее отношение, способность и качество, согласованное с вашими ценностями, с тем, как вы хотите реагировать, и с тем, как вы хотите прожить свою жизнь, независимо от того, что произойдет. Такие личностные качества, как устойчивость, честность, любопытство, терпение и т.п. создают фундамент личностных ресурсов, позволяющий найти решение в самых различных жизненных ситуациях.

Самое время сказать несколько добрых слов в защиту такого очень полезного, но нередко игнорируемого качества, как упорство или настойчивость. Многие люди обладают более развитой способностью браться и сохранять энергичный интерес к тому или иному проекту, работе, браку, проходя через трудности и тратя немалое время на то, чтобы достичь ценных результатов. Когда человек, проходя через трудные испытания, тем не менее продолжает придерживаться диеты или заниматься упражнениями или чем-то еще, обычно говорят о мотивации, порыве или каких-нибудь других мотивах, заставляющих человека браться за дело. Но мотивация или порыв часто проходят, и проблема оказывается не в том, чтобы начать, а в том, чтобы продолжить. Многие люди брались в своей жизни за сотни диет, но так и не смогли довести дело до конца.

Упорство может заставить вас двигаться не благодаря своей интенсивности, а благодаря своей продолжительности, способности поддерживать движение на протяжении времени. Некоторые люди отчаянно нуждаются в упорстве, чтобы чего-то добиться в этой жизни. В упорстве гораздо меньше драматизма, чем в порыве, но чаще всего оно оказывается гораздо более полезным.

С этим качеством тесно связано такое качество как решимость (commitment), когда вы принимаете решение заниматься чем-то на протяжении длительного промежутка времени. Если вы решили сесть на диету или жениться, было бы весьма нелегко каждое утро начинать с того, чтобы снова и снова принимать решение о том, придерживаться принятого ранее решения или отказаться от него. Гораздо лучше набраться решимости по крайней мере на определенный период времени и не пересматривать принятое решение слишком часто. Конечно, бывают моменты, когда упорство и решимость превращаются в тяжкое бремя и бывает полезнее бросить прежнее дело и заняться чем-нибудь другим. Любое умение может превратиться в ограничение, будучи использованным не по назначению или в слишком больших количествах.

А сейчас я хочу предложить вам испытать на себе то, что мы делали с Питером. Перед вами открывается замечательная возможность построить для себя новое прекрасное качество. Один из вариантов заключается в том, чтобы поискать проявления зависимости, как это было у Питера, которые часто указывают на отсутствие того или иного качества. Питер часто просил свою жену демонстрировать ему свою любовь к нему, но ощущения, которые он получал при этом, длились недолго, и поэтому он вынужден был просить ее об этом снова и снова. Если вы можете вспомнить ситуацию, подобную этой, когда вы снова и снова просите другого человека о каком-нибудь подкреплении, но получив его, вы вскоре обнаруживаете, что вам хватило этого ненадолго, вероятно, это как раз та ситуация, в которой данный метод может оказаться полезным.

Жена Питера считала эти его просьбы “излишними”. Поэтому еще один способ найти новую черту личности состоит в том, чтобы вспомнить аналогичные часто звучащие жалобы от других людей и проанализировать эти ситуации. Какое качество вы хотели бы развить в себе, чтобы максимально снять эти жалобы? Например, если люди часто жалуются на ваши критические и осуждающие интонации, вероятно, вы могли бы построить такое качество, как готовность принимать вещи такими, какие они есть. Если вы часто слышите замечания по поводу вашей отстраненности, вы можете развить в себе качество вовлеченности и участия.

Еще одна возможность — вспомнить человека, которым вы восхищаетесь или которому по-хорошему завидуете, проанализировать, что именно в нем вас восхищает, и решить, хотите ли вы развить в себе такое качество.

Еще один вариант — вы можете прочитать приведенный ниже список и выбрать то качество, которое покажется вам наиболее интересным: любопытство, ум, веселость, здоровье, уравновешенность, смешливость, чувственность, остроумие, честность, непоколебимость, храбрость, глубокомыслие, игривость, организованность, преданность, творчество, мудрость, доброта, привлекательность, глубина, безупречность, общительность, деликатность, сосредоточенность, тщательность, полезность, отзывчивость, безрассудство, пылкость.

Не забывайте о том, что все эти слова представляют собой номинализации, смысл которых может сильно отличаться для различных людей. Для одного человека “безрассудство” может заключаться в том, чтобы подойти к женщине и сделать комплимент, а для другого это значит выпасть из вертолета без парашюта, привязавшись ногой к упругому тросу!

Для одного человека “деликатность” может означать внимание к физическим потребностям и удобству других людей, в то время как другой может понимать под деликатностью заботу об эмоциональном состоянии, а третий может объединять и то и другое.

Так что, читая список качеств или думая о других возможностях, важно обратить внимание на то, что эти слова означают для вас. Рассматривая предложенные варианты, возможно, порой вы говорили: “Да, это у меня уже есть”, — а в другом случае вы думали: “Нет, я точно не такой”. Когда вы столкнетесь с таким качеством, которое вызовет у вас реакцию: “Хм, я никогда не задумывался над этим”, — это может быть то самое качество, для которого у вас нет базы данных, и вы можете подумать о том, чтобы построить ее или какую-нибудь ее модификацию для себя.

Выбрав какое-то качество, спросите себя: “Что я понимаю под этим словом?” Подумайте о конкретных примерах проявления этого качества, внимательно их рассмотрите и подстройте их как можно лучше под себя. Например, доброта, преданность и чуткость похожи по многим критериям, и для многих людей эти слова несут одинаковый смысл. Однако какой-нибудь человек может придавать им совершенно разные смыслы, благодаря тем конкретным переживаниям, с помощью которых он определяет смысл этих слов. Одни из этих переживаний могут показаться вам вполне уместными, в то время как другие могут совершенно не подходить вам лично.

На следующем шаге необходимо убедиться в том, что у вас нет негативной или противоречивой базы данных для этого качества, которая может помешать построению новой позитивной базы данных. Один из вариантов такой проверки состоит в том, чтобы подумать об уже имеющихся у вас примерах проявления этого качества. Если все ваши примеры касаются других людей, и все они удалены от вас и диссоциированы, это указывает на то, что вы, по-видимому, не думали об этом качестве как о части своей личности.

Другой вариант проверки состоит в том, чтобы представить себе, как другой человек говорит вам: “Вы именно такой человек”, — и обратить внимание на собственную реакцию. Если эта реакция: “Нет, я не такой”, — это скорее всего означает, что у вас уже есть негативная база данных. Если же вы реагируете так: “Хм” или “Что?” или какая-нибудь другая реакция типа “Это не считается”, это может означать, что это качество вполне подходит, чтобы вы его построили для себя. Я всегда считал себя крайне нерелигиозным человеком, а порой даже антирелигиозным. Несколько лет назад, когда один мой друг сказал мне: “Ты очень духовный человек”, — я не мог понять, о чем он говорит, это “не считалось”. После этого события на протяжении нескольких недель я постоянно возвращался к мысли о том, что все это могло означать. В настоящее время я гораздо шире понимаю слово “духовный”, но тогда я был совершенно сбит с толку. Это тот самый случай, который указывает на отсутствие базы данных.

Есть еще пара ситуаций, в которых данный метод может оказаться весьма полезным. Первая — когда вы чувствуете, что у вас есть качество, но оно очень слабое, благодаря бедной базе данных. В этом случае вам необходимо добавить больше примеров в уже имеющуюся у вас базу данных. Или же вы можете поправить форму своей базы данных, чтобы убедиться, что она похожа на форму позитивного образца.

Вторая возможность заключается в том, чтобы создать новое качество, занимающее промежуточное положение между двумя крайностями. Предположим, что иногда вы бываете очень общительным и ситуация общения настолько затягивает вас, что вы начинаете терять себя, а позднее чувствуете себя обессиленным и начинаете сожалеть о некоторых поступках. А порой вам доставляет истинное удовольствие одиночество, потому что оно позволяет вам лучше разобраться в себе, но в это время вам становится трудно общаться с другими людьми.

Вы можете подумать о построении нового качества, представляющего собой сбалансированное объединение ценных аспектов обеих крайностей. Для этого вам необходимо тщательно исследовать обе крайности, и затем создать примеры сбалансированного варианта. В рассмотренном выше варианте вы можете вспомнить те случаи из своей жизни, когда вы могли легко общаться с другими людьми и в то же время вполне осознавали собственные мысли и ощущения, а затем собрать все эти случаи в новое качество.

Примером сосуществования крайностей может служить булимия. Типичными для булимии являются перепады от жесткой диеты до совершенно бесконтрольного обжорства, за которым следует полное отвращение к пище и рвота. Человек в подобной ситуации отчаянно нуждается в сбалансированном качестве, которое сочетает в себе и социально признанные представления о стройности фигуры и менее осознаваемую биологическую потребность в пище и создает сбалансированную привычку питаться умеренно.

С учетом всего сказанного, я предлагаю вам немного подумать и выбрать то качество, которое вы хотели бы в себе развить...

Есть ли у вас какие-нибудь вопросы?

Сью: Я хотела бы стать “душой компании”, а для меня это означает уметь рассуждать на самые различные абстрактные темы. Но по многим темам у меня не хватает информации.

В этом случае, мне кажется, вам следует скорректировать ваши критерии, определяющие, что значит быть “душой компании”, чтобы они лучше соответствовали вашим возможностям. Я знаю несколько человек, которых я назвал бы “душой компании”, но для них это качество опирается в гораздо большей степени на умение слушать других людей, чем на умение умно рассуждать на абстрактные темы: задать собеседнику пару вопросов, чтобы вызвать его на разговор, показать ему, что к нему прислушиваются и его мнение ценят, и реагировать внимательно и живо. Рассматривая различные значения слов “душа компании”, вероятно, было бы полезным задать себе вопрос, какова позитивная цель в том, чтобы быть “душой компании”, и продумать несколько вариантов проявления этого качества, направленных на достижение этой цели.

Мелисса: У меня возникло несколько возражений против выбранного мною нового качества. Мне удалось разобраться с несколькими из них, но осталось еще одно серьезное возражение, заключающееся в том, что если я продемонстрирую это качество в определенных ситуациях, у меня возникнут проблемы с некоторыми людьми, которым это не понравится.

Спросите эту часть, согласится ли она с тем, чтобы вы продолжали быть уверенной в том, что у вас есть это качество в указанных ситуациях даже в том случае, если вы будете стараться не демонстрировать его. Другими словами, вы знаете, что у вас есть это качество, но вы также знаете, что у вас есть выбор, демонстрировать его или нет в зависимости от ситуации.

Если вы умеете водить машину, вы можете знать об этом даже тогда, когда вы не сидите за рулем автомобиля. Вы можете знать свое имя даже в том случае, когда вам не хочется его сообщать. Не забывайте, что мы имеем дело с качествами и способностями, о которых вы знаете, что они стали частью вашей личности. Но у вас всегда есть выбор, демонстрировать их или нет.

Бен: Я получил ответы “да” либо “нет”, либо “не думаю, что я хочу его в себе развить”, так что я решил, что это качество мне не подходит.

Хорошо. Может оказаться полезным пересмотреть некоторые из тех вещей, которые на ваш взгляд вам не нужны. Если вы накопили слишком много проявлений того или иного качества, возможно, у вас возникли серьезные причины, чтобы от него отказаться. Но если вам не так часто приходилось проявлять его, то по-видимому у вас недостаточно оснований, чтобы решать, нравится оно вам или нет, как в случае со спортом, которым вы никогда не занимались, и тогда может оказаться полезным присмотреться к нему более пристально. Приходилось ли вам когда-нибудь пробовать блюдо, которое на первый взгляд казалось слишком ужасным, но после первой пробы оказалось весьма привлекательным?

Еще одна вещь, которую вы можете попробовать, это выйти за пределы вашей личности, преодолев, например, возрастные или половые ограничения. Возможно, вы думаете, что выбранное вами качество свойственно только женщинам или только детям, или исключительно старикам. Но может так случиться, что и вам будет вполне комфортно с этим качеством, если только вы научитесь проявлять его наиболее подходящим для вас способом.

Hosted by uCoz