Построение нового качества (схема)

  1. Содержание. Определите, какое качество вы хотели бы сделать устойчивой частью своей личности. Этот метод будет лучше работать со способностями и качествами средних размеров: настойчивость, верность, надежность, интеллигентность и т.п.
  2. Если вы хотите овладеть более конкретным поведенческим навыком (например, управлять автомобилем или самолетом), для этого потребуется научиться выполнять конкретные действия, и данный метод не подойдет, потому что нет смысла убеждать себя, что вы умеете делать то, чему еще не научились. С другой стороны, если вы уже умеете водить автомобиль и хотите научиться водить его с каким-то особенным качеством, например, плавно или с повышенным вниманием к окружающей обстановке, можно воспользоваться этим методом.

  3. Проверка конгруэнтности. Есть ли у вас какие-нибудь возражения против обладания этим качеством? Внимательно проверьте во всех модальностях и постарайтесь аккуратно удовлетворить всем возражениям, возможно, несколько изменив определение этого качества.
  4. Тестирование. Тщательным образом убедитесь в том, что у вас еще нет базы данных для этого качества. Переходите к следующим шагам только в том случае, когда убедитесь, что у вас не сложилась еще отрицательная или противоречивая я-концепция, которая будет конфликтовать с позитивным качеством, которым вы хотите обладать.
  5. Позитивный образец. Найдите структуру, которую вы уже используете для представления устойчивого позитивного качества, которое вам нравится. В нее будет входить как обобщающее представление, которое используется в качестве быстрой ссылки, а также база данных, состоящая их конкретных примеров, подтверждающих данное обобщение. Такая база данных будет чаще всего первично представлена в визуальной системе, но может включать и любую другую (или все) систему. Если база данных в первую очередь кинестетическая, убедитесь в том, что в основе ее лежат тактильные и проприоцептивные ощущения, а не оценочные кинестетические эмоции и чувства. (Это вы уже делали.)
  6. Настройка. Воспользуйтесь всеми полученными знаниями и умениями, чтобы улучшить уже имеющуюся базу данных, сделать представления о своем качестве более качественными, добавив примеры в будущем, другие позиции восприятия, встроив в нее контрпримеры и т.п. (И это вы уже делали.)
  7. Построение нового качества. Используя позитивный образец в качестве модели, подберите подходящие воспоминания, чтобы использовать их в качестве примеров в базе данных для нового желанного качества, и расположите их в том же порядке, что и в позитивном образце. Когда закончите с формированием базы данных, создайте обобщающее представление для нового качества. Убедитесь в том, что у нового качества есть все “настроечные” элементы, над которыми мы работали в п. 5: примеры в будущем и т.п.
  8. Тестирование. Представьте себе, что кто-нибудь спрашивает вас: “Вы _____?” — и отметьте свою реакцию, обращая особенное внимание на невербальную составляющую. Если ваша реакция неопределенная или противоречивая, вернитесь на несколько шагов назад и соберите необходимую информацию. Вероятнее всего, проблема возникла по той причине, что во время тестирования в п. 2 вы не заметили уже существующее негативное или противоречивое представление. И хотя существуют методы, позволяющие справиться с этой проблемой, у вас пока еще нет необходимых для этого навыков.
  9. Проверка на конгруэнтность. Есть ли у вас возражения против обладания новым качеством? И снова проведите тщательную проверку, чтобы убедиться, что это новое качество согласуется со всеми остальными вашими качествами. Разрешите все возражения.
Hosted by uCoz