Последствия осуждения

Осуждение приводит в действие рекурсивный циклический процесс, который обычно черпает энергию в себе самом и растет как снежный ком, постепенно набирая сил и разрастаясь все больше и больше. Чем чаще я осуждаю, тем чаще я закрываю глаза на детали своего субъективного опыта. А чем меньше я осознаю свой субъективный опыт, тем чаще я буду ощущать угрозу и стремиться защититься и тем чаще я буду прибегать к осуждению.

В случае предпочтения гораздо легче начать двигаться от негативного к позитивному, уделяя внимание и тому и другому. Но, высказывая осуждение, мы обычно сосредоточены исключительно на том, чего мы не хотим, а поскольку сформулированной с отрицанием цели достичь в принципе невозможно, мы оказываемся в безвыходном положении.

Когда один человек осуждает другого, он возводит себя в ранг авторитета: “Я знаю, что такое правильно, а ты нет”, — отделяя осужденного от судьи и не принимая во внимание мнения других людей. Осуждение превращает спор равных в спор неравных, и возникает вопрос: “Кто прав, а кто нет?” “В чьих руках право и власть?” вместо “Как нам разрешить наши различия?” или “Как нам продолжить наше взаимодействие, признав существующие между нами различия?” Сосредоточившись на поиске правых и неправых, мы обычно совершенно забываем о содержательной стороне наших разногласий, тем самым чрезвычайно усложняя процесс поиска решения возникшей проблемы.

Осуждать человека, опираясь на абстрактный универсальный стандарт, во всяком случае неуважительно, поскольку при этом совершенно не принимаются в расчет ни уникальность его личности, ни особенности ситуации, и я не знаю таких людей, которые испытывали бы при этом удовольствие. В ответ чаще всего вы услышите осуждение в свой адрес. “Вы такой категоричный”. “Вы не должны говорить “должен”. В свою очередь выслушивать осуждения в собственный адрес неприятно, в них легко усмотреть угрозу, а это дает мне основания для того, чтобы в ответ осуждать тебя! И скорее всего я удвою свои усилия, чтобы заставить тебя согласиться со мной, если даже придется прибегнуть к словесному или физическому насилию: “Ты обязан сделать так, как я сказал”, “Ты должен сделать это как положено, либо пусть тебя жарят черти”.

Когда человек высказывает суждение, чаще всего ему бывает трудно остановиться и подумать о лежащих в его основе предпочтениях. Если вы спросите его о том жизненном опыте, который лег в основу суждения, он скорее всего ответит: “Что тут непонятного? Это просто неправильно и все”. Если бы он изменил свое мнение, это означало бы, что он был не прав, а поскольку ему так важно быть правым, то такой шаг оказывается неприемлемым.

Если человек убежден в неправильности чего бы то ни было, нет смысла говорить с ним об этом, и у вас остается только два выхода. Первый — насилие, при котором судья заставляет осужденного поступать правильно, а второй — изоляция или устранение человека, который поступает неправильно. По сути своей процесс осуждения не подразумевает какое бы то ни было общение или попытку разрешить проблему и ведет прямо к конфликту.

Конечно, подобно любому другому сообщению осуждение может быть выражено и невербально. Определенный тон голоса, приподнятая голова, напряженные мышцы шеи, вздернутые брови или едва различимый “хм” могут передавать осуждение ничуть не хуже словесной брани. А поскольку они не высказываются словами, то скорее всего они и не осознаются, что может привести собеседника в замешательство: “Так почему мне так не по себе?”

Все эти цепочки обратной связи постепенно формируют систему, которая легко может породить то, что инженеры называют “лавинным ростом” (“runaway”), при котором процесс осуждения становится все более и более интенсивным и всепоглощающим, подобно “черной дыре”, втягивающей в себя все наши переживания.

В ситуации самоосуждения роль судьи и роль осужденного разыгрываются внутри одного человека, только исполняют эти роли разные части личности. “Я настолько туп в математике, я просто тупица!” Наиболее распространенным примером является боязнь публичных выступлений. Одна часть личности хочет (или даже должна) сделать выступление, в то время как другая живо представляет себе все то, что может пойти не так, и все критические и насмешливые замечания слушателей, после чего первая часть начинает чувствовать себя униженной и подавленной. Зачастую такие две части настолько переплетены друг с другом, что бывает трудно понять, что происходит, до тех пор, пока вы не разделите их на часть личности, которая выступает с осуждением, и на часть личности, которая подвергается осуждению.

Приведенная ниже диаграмма отражает описанный выше процесс, а также те последствия, к которым он приводит и которые описаны ниже.

Процесс осуждения
Hosted by uCoz