Упражнение

“Сразу за границей идей о правильном и неправильном лежит зеленыйлуг. Встретимся на нем.”

-- Руми

  1. Безопасность. Сформируйте безопасный контекст. “Я здесь не для того, чтобы осуждать ваше осуждение, ведь мы все этим занимаемся время от времени. Я хочу лишь помочь вам более глубоко и более подробно исследовать и понять ваш опыт осуждения и хочу предложить вам попробовать некоторые альтернативы. Кроме того, я с полным уважением отношусь к вашим ценностям и предлагаю вам лучше понять их. Я вовсе не прошу вас решительно менять что-то в своем поведении, просто предлагаю исследовать некоторые альтернативные пути и мысленно поэкспериментировать с ними”.
  2. Осуждение. Выберите ситуацию, в которой вы осуждали другого человека, лучше ту, которая представляет для вас некоторую проблему: либо она вызывает у вас неприятные ощущения, либо вызывает возражения у окружающих, либо в каком-то смысле создает для вас трудности. “Х — это плохо”.
  3. Ценности, подвергнутые опасности. “Какие ценности подразумеваются в этом осуждении, и какую опасность этим ценностям несет в себе осуждаемый человек?”
    1. Физическая или ментальная опасность? Исследуйте подвергнутые опасности ценности и определите:
      1. носит ли эта опасность характер реальной физической или экономической опасности и т.п., или же
      2. это угроза вашей я-концепции, вашему “эго” (например, неуважение к вашему положению), не предполагающая нанесения вам реального физического или экономического вреда.
    2. Сейчас или позже? В любом случае грозит ли вам что-то определенное прямо сейчас или же через некоторое время в будущем, так что у вас еще остается некоторое время для подготовки?
  4. Предпочтение. Выберите ситуацию весьма сильного предпочтения. “Я предпочитаю Y, а не Х”. По возможности выберите такую ситуацию, в которой с той же силой выражены те же или очень близкие ценности.
  5. Контрастный анализ. Заполните табличку субмодальных различий между Осуждением и Предпочтением, которые вы заметили во всех трех модальностях (ВАК — визуальная, аудиальная, кинестетическая).
  6. Восстановление стертого содержания. Выберите конкретное событие, подвергающееся осуждению, и восстановите в нем все утраченные детали, перечисленные в таблице в столбце “Предпочтение”.
  7. Завершите перенос всех оставшихся субмодальных характеристик, чтобы сделать осуждение как можно более похожим на предпочтение.
  8. Перейдите во “вторую” позицию, позицию своего собеседника, чтобы понять и почувствовать его переживания и заметить, что ограничивает его поведение и его способности. (Согласование позиций восприятия сделает этот шаг еще более эффективным.)
  9. Разрешение проблемы. Поддерживая это состояние предпочтения, подумайте о том, как вы могли бы разрешить проблему, касающуюся ваших различий с этим человеком, оставаясь в полном согласии с собственными ценностями. Заметьте, как изменилось воображаемое взаимодействие с этим человеком и способствует ли оно вам в достижении ваших целей в большей степени, чем осуждение.
Hosted by uCoz