Обсуждение упражнения на изменение визуальной перспективы

Наиболее распространенная проблема, с которой сталкиваются люди при выполнении этого упражнения, состоит в том, что проблемный образ становится настолько большим, что закрывает собой все ресурсные картинки. Простейший способ избежать этого — при инструктировании своего партнера делать широкие жесты при обозначении размеров коллажа и показывать гораздо меньшие размеры, говоря о проблемном образе. Но даже в этом случае порой проблемный образ становится слишком большим, и в этом случае вам следует просто остановиться, вернуться к началу процесса и объяснить, что проблемный образ должен быть меньше.

Еще одна проблема может возникнуть, если проблемный образ не лежит в одной плоскости со всеми остальными образами коллажа и не становится его частью. Если проблемный образ остается обособленным и несвязанным с ресурсными образами, тогда он будет восприниматься в контрасте с ними, а не в совокупности с ними или как часть всего коллажа. Такой контраст обычно еще более подчеркивает проблему и развивает “туннельное видение”, а не устраняет его.

Наконец, возможно, выбранные вами ресурсы не подходят в данной ситуации, поэтому в этом случае попробуйте подобрать другие ресурсы.

Ал: Интересно, а что если картинок будет больше, чем четыре?

Четыре — вполне удобное количество, которые обычно дает хорошие результаты. Одна женщина, у которой все это происходило самопроизвольно, создавала восемь картинок, как лепестки большого цветка. Проблемный образ располагался в центре этого цветка. Многие люди видят картинки прямоугольной формы, но с формой не следует связывать никакого сокровенного смысла. Ваши картинки могут быть круглыми или овальными, или прямоугольниками с закругленными углами. Вы можете прикладывать их друг к другу самыми различными способами.

Однажды я смотрел программу на телевидении, в которой Брайан Вайсс (Brian Weiss) работал с женщиной, у которой была фобия, и применял метод под названием “послежизненная регрессия” (“past-lives regression”). После окончания его работы можно было заметить по ее невербальным реакциям, что у нее все еще сохранилась фобия, но она уже не имела большого значения для нее, потому что теперь она рассматривала свою жизнь как незначительную часть длинной цепочки жизней: множество жизней до нее и множество жизней после. Она жестикулировала рукой, показывая эту цепочку жизней. В такой перспективе на фоне длинной цепочки жизней ее собственная жизнь представлялась весьма маленькой, а проблемы, с которыми она сталкивалась в своей жизни, казались совсем незначительными. Лично мне слабо верится в реальность жизни после жизни, поэтому я бы лучше вылечил фобию. Но это интересный пример использования перспективы для изменения поведенческой реакции. Существует множество способов создания такого рода перспективы, но все они используют одни и те же принципы. Суть заключается в том, чтобы собрать и соединить все образы вместе в одном и том же месте и в одной плоскости.

Бен: Вы просили Майка выбрать образы, но не сказали конкретно, должны ли они быть похожими на фильмы или слайды.

На самом деле это не имеет значения, если, конечно, это не имеет значения для самого человека, можно просто двигаться дальше, и он будет выбирать то, что ему нравится. Слово “образ” или “картинка” позволяет ему выбрать визуальное представление в том виде, который наиболее удобен ему. Если вы попросите уточнить детали, вы скорее всего столкнетесь с тем, что первым человеку придет в голову неподвижный образ, но этот образ может легко преобразоваться в фильм. Неподвижный образ является своего рода ярлыком для всей информации, представленной в фильме.

Фред: Вы попросили Майка выбрать ресурсы, имеющие отношение к проблемному образу. Всегда ли это подходит?

Я думаю, обычно это подходит, потому что слово “ресурсы” является очень общим понятием, которое может иметь отношение к самому широкому спектру переживаний. У каждого из нас огромное количество ресурсных переживаний, и некоторые из них оказываются замечательными ресурсами для одного сорта проблем или навыков, и совсем бесполезными для других. Ресурсы, подходящие для занятий математикой, едва ли будут полезными в катании на лыжах и наоборот, поэтому полезно уметь выбирать ресурсы.

С другой стороны, у человека может быть такой узкий взгляд на проблему, что он может сознательно отбросить такие ресурсы, которые могут оказаться весьма полезными. Когда вы внутри коробки, очень трудно представить себе, что находится за ее пределами. Порой какой-нибудь совершенно, казалось бы, не имеющий отношение к делу ресурс оказывается тем самым ресурсом, который позволяет преодолеть туннельное видение и легко справиться с проблемой. Причина, по которой я просил его подсознание принять активное участие в этом процессе отбора, заключается в том, чтобы его сознание было готово к такой ситуации, когда подсознание будет предлагать ресурсы, которые сознание может отвергать как неприемлемые. Иногда бывает полезно попросить человека подумать о таких ресурсах, которые могут показаться совершенно не связанными с проблемным образом. Если же вы работаете с человеком, имеющим склонность все отрицать, вы можете даже попросить его выбрать такие ресурсы, которые на его взгляд не могли принести пользу.

А теперь я предлагаю вам объединиться в пары и помочь друг другу в выполнении этого упражнения. Возьмите по пять минут на каждого и еще пять минут на обсуждение ваших наблюдений, и всего пятнадцать-двадцать минут.

Hosted by uCoz