Демонстрация 1: Преобразование противоречивого качества в позитивное

Итак, Джэнис, есть некоторое качество, о котором вы знаете, но не вполне уверены, обладает вы им или нет. Так ли это?

Джэнис: Да, верно.

Кстати, я не хотел бы, чтобы вы раскрывали содержание до тех пор, пока мы где-нибудь не застрянем, и тогда вы тихонечко шепнете мне об этом. Упоминание содержания будет отвлекать других участников от самой процедуры, вот почему я хотел бы придерживаться этого правила. Вы уже работали с качеством, в наличии которого вы были уверены и которое вам нравилось. Не могли бы вы рассказать мне о том, как устроен ваш позитивный образец?

Джэнис: Он похож на коллаж, расположенный прямо передо мной.

Хорошо. Довольно близко, не так ли?

Джэнис: Да, совсем близко, примерно вот здесь. (Она жестикулирует на расстоянии одного фута перед собой.)

Расскажите мне чуть больше. Сколько образов вы видите в этом коллаже?

Джэнис: О, очень много .

Много. Сотни?

Джэнис: Возможно. Много образов.

В этом случае сами картинки должны быть совсем маленькими.

Джэнис: Да.

Так. Они прямоугольные?

Джэнис: Нет, они скорее овальные.

Овальные. А какую форму имеет весь коллаж — тоже овальную?

Джэнис: Слегка волнистую.

Так. Если картинки такие маленькие, как вы извлекаете из них информацию?

Джэнис: Я могу выбрать любую и войти внутрь. Это происходит само собой.

Таким образом, вам не составляет труда ассоциироваться с любой из них. И происходит это быстро, вы входите внутрь картинки, и она разворачивается вокруг вас, так?

Джэнис: Да.

И когда вы наблюдаете коллаж в целом, вы не слышите звуков, а когда входите внутрь картинки, вы получаете доступ к звукам и ощущениям.

Джэнис: Да, она становится большой. (Она делает широкий жест руками.)

Обычно невербальные жесты дают вам интересную информацию, которая подтверждает слова собеседника. Порой они начинают противоречить словам, и тогда вам понадобится дополнительная информация, чтобы понять, что происходит и какая важная часть информации была упущена. Итак, это позитивный образец, та самая структура, к которой мы хотим прийти в результате наших действий. Кроме того, Джэнис, вы помните, каким образом вам удалось улучшить свой позитивный образец в предыдущих упражнениях.

Если бы я работал с человеком, не знакомым со всем тем, чему вы научились, я прошелся бы с ним по всему списку тех изменений, которые вы уже совершили, и убедился бы в том, что у него представлены все три позиции восприятия, малые и большие промежутки времени, примеры из будущего, контрпримеры и все те элементы, с которыми мы уже работали. Но поскольку вы все это уже делали, я могу не останавливаться на деталях и перейти к демонстрации технологии в целом.

Далее, Джэнис, нам необходимо узнать структуру вашего противоречивого качества. Я назову позитивный аспект вашего качества буквой “К”, чтобы говорить о нем, не раскрывая содержания. Но существует также и негативный аспект, назовем его “не К”. Каким образом вы представляете себе это противоречие в настоящий момент?

Джэнис: (глядя вверх) М-м-м, это решетка.

Похоже, это находится выше.

Джэнис: Да. У меня довольно много примеров позитивного качества. Но примерно столько же и негативного.

И они расположены в том же самом месте? Расскажите поподробнее о своей решетке.

Джэнис: Она больше похожа на прямоугольник, да и сами картинки прямоугольной формы... И они связаны с временем. И чередуются друг с другом: то негативный пример, то позитивный. Но иногда идет целая группа позитивных или негативных. Негативные выглядят ярче.

Негативные выглядят ярче. Вероятно, это делает их более заметными для вас.

Джэнис: Да, я преимущественно на них обращаю внимание.

Когда вы говорили, что они связаны со временем, означало ли это, что каждый следующий образ имел отношение к более позднему времени?

Джэнис: Да.

И они почти постоянно чередуются друг с другом? Таким образом, у вас идет плюс, затем минус, затем снова плюс, и каждый раз после группы минусов идет группа плюсов и наоборот. Они упорядочены во времени, и негативные оказываются ярче. Есть ли еще какие-нибудь различия между негативными и позитивными примерами? А что касается размера, и те и другие прямоугольники?

Джэнис: Негативные, возможно, более объемные, как барельеф.

Хорошо, есть ли еще какие-нибудь различия?...

Джэнис: Я думаю, это ключевые элементы. Что касается негативных примеров, то в них больше звуков.

В негативных больше звуков.

Джэнис: Да, в них есть звук. Если в позитивных и встречается звук, то он гораздо тише.

Поскольку негативные примеры ярче, более объемные и озвученные, я полагаю, что вы чаще думаете о себе, как о “не К”. Соответствует ли это действительности? (Джэнис: Да.)

Прежде чем продолжить, я хочу, чтобы вы провели тщательную проверку на конгруэнтность. Обратитесь внутрь себя и спросите, есть ли у какой-нибудь вашей части возражения против качества “К”, как непротиворечивой части вашей личности. Будьте внимательны к любым сигналам в любой модальности: визуальной, аудиальной или кинестетической...

Джэнис: Нет, все, что я чувствую, это приятное ожидание, своего рода стремление идти вперед, и все это во всех модальностях.

Хорошо. Я заметил, что ваша голова да и все тело немного подалось вперед, что соответствует этому описанию. Теперь я предлагаю вам сгруппировать все негативные примеры, а затем исследовать их, чтобы понять, нет ли среди них примеров проявления какого-нибудь другого качества, потому что в этом случае мы сможем просто отделить их от качества “К”.

Джэнис: Нет, по-моему таких нет.

Хорошо. Существует несколько вариантов преобразования этих негативных примеров в позитивные. Я попробую один вариант, но если он вам не подойдет, вы можете сообщить мне об этом, и тогда мы попробуем какой-нибудь другой вариант, потому что я хочу, чтобы все это происходило максимально удобно для вас. Если в некоторый момент мы сделаем что-то такое, что вызовет у вас ощущение дискомфорта, дайте мне знак, и мы попробуем что-нибудь другое.

Я предлагаю вам начать с того, чтобы просто переместить свой коллаж с изображением противоречивого качества вниз, туда, где располагался позитивный образец. Так, чтобы они располагались примерно на том же самом расстоянии.

Джэнис: Да.

Попробуйте разместить его ниже на том же самом месте, которое занимал позитивный образец, и сообщите мне, что у вас получилось и к каким еще изменениям это привело...

Джэнис: Оно стало спокойнее.

Оно стало спокойнее. Стали ли образы более округлыми? Приняли ли они в целом форму позитивного образца: волнистая и округлая с овальными примерами и контрпримерами?

Джэнис: Да. Кроме того, они расположились в более случайном порядке. И это расположение уже более не связано со временем.

Хорошо. Прекрасно. Звучит здорово. Заметьте, какое важное значение имеет расположение. Когда Джэнис переместила решетку вниз и поставила ее на то место, где прежде находился позитивный образец, несколько изменений произошло самопроизвольно. Пропала связь со временем, позитивные и негативные примеры расположились более случайно, форма каждого образа изменилась, из прямоугольной превратившись в овальную. Зачастую при изменении местоположения спонтанно изменяется сразу несколько параметров. Мне всегда нравилось следить за такими изменениями, чтобы понимать, что происходит. Комфортны ли для вас эти изменения?

Джэнис: Да, мне нравится спокойствие.

Сейчас я предлагаю вам посмотреть, нет ли еще каких-нибудь примеров проявления позитивного качества “К”, которые вы могли бы добавить в свою базу данных. Возможно, что все они уже содержатся в ней, но может так случиться, что вы найдете и другие позитивные примеры, другие моменты, когда вы проявляли это качество именно так, как вам хотелось...

Джэнис: Мне кажется, большинство этих случаев уже здесь.

Хорошо. Я стараюсь сделать так, чтобы качество “К” стало как можно более похожим на позитивный образец. Иногда люди говорят: “О! А вот еще один пример, а вот другой”, — и в этом случае они могут добавить эти примеры в базу данных, отчего она станет еще более устойчивой.

Итак, сейчас я хочу, чтобы вы обратились к образам, отражающим проявление “не К”, к контрпримерам. Вы заметили, что их форма стала овальной. Они так и остались более яркими? Их так же отличает объемность и наличие звука? Или и здесь что-то изменилось?

Джэнис: Если я вхожу в них, появляется звук. И действительно, они все еще остаются более яркими.

Так. А как насчет рельефа?

Джэнис: Хм, нет, они теперь плоские.

А теперь я хочу, чтобы вы закрыли глаза и позволили этим контрпримерам, проявлениям “не К”, сгруппироваться между собой. Возможно, они начнут двигаться или плавать в пространстве и в конце концов объединятся в группы, в которых их будет объединять что-то общее. Быть может, это будет одна группа, а может получиться и несколько, никто не знает заранее. Но это объединение в группы произойдет самопроизвольно, руководствуясь тем, чтобы у примеров в каждой группе было что-то общее...

Джэнис: Возникло несколько вариантов сходства между ними. И все же в некотором смысле эти признаки сходства можно считать общими, так что можно выделить, скажем, три признака сходства...

Хорошо, таким образом, существует три критерия, общих для всех этих образов?

Джэнис: Да.

Давайте возьмем все сразу и посмотрим, что произойдет. Я ленивый по натуре, поэтому если что-то может изменить все эти образы сразу, я непременно воспользуюсь этим способом. Но если это не сработает или какие-то образы останутся без изменений, мы всегда сможем поработать с ними отдельно. Итак, вы понимаете, как их объединяют эти три критерия, ведь так?

Джэнис: Вы знаете, я подумала, что смогу объединить эти три критерии в одно понятие.

Так, стало быть все три критерия можно объединить в одно понятие, и это будет объединяющим их свойством. А сейчас выберите наиболее значительный из этих контрпримеров — худший из них, который в определенном смысле символизирует все остальные и является их представителем.

Джэнис: А можно выбрать два?

Конечно. Если хотите, возьмите два. А теперь подвергните их определенному преобразованию. Я бы сделал это с каждым из них по очереди, но вы можете поступать, как вам удобнее. Начните с редактирования видео изображения. Если бы вам снова пришлось пережить эти события, что бы вы сделали по-другому, чтобы эти моменты стали примерами проявления позитивного качества “К”? Вы не обязаны говорить мне об этом. Просто дайте мне знак, если вам понадобится какая-нибудь помощь при преобразовании этих двух примеров.

Джэнис: И в той и в другой ситуации участвует другой человек... который и вносит негативный аспект.

Хорошо. Какие ресурсы необходимы вам, чтобы легко справиться с этой ситуацией, в которой этот человек ведет себя так, что создает для вас трудности? Если вы столкнетесь с трудностями, дайте мне знак, и я дам вам более детальные инструкции...

Если бы я работал с человеком, не знакомым с процессом изменений, конечно, мне пришлось бы объяснять гораздо больше, и вероятно, мне не удалось бы избежать использования содержания. Мне пришлось бы узнать больше о значении этого слова, которое объединяет в себе все три понятия, определяющие сходство между всеми контрпримерами. В этом случае вы можете воспользоваться любой известной вам технологией, чтобы помочь своему партнеру преобразовать контрпримеры в позитивные примеры.

Джэнис: У меня возникла небольшая трудность с поиском ресурсов, необходимых для того, чтобы справиться с этой ситуацией.

Подумайте о каком-нибудь человеке, которого вы знаете, или которого видели в кино или читали о нем в книге — о таком человеке, у которого есть этот ресурс и который — на ваш взгляд — повел бы себя в подобной ситуации вполне достойно...

Джэнис: Да, есть такой.

Все получилось так, как вам хотелось бы? Удалось ли вам преобразовать обе ситуации?

Джэнис: Да, я справилась с обеими.

Итак, сейчас у вас есть два примера проявления позитивного качества “К”, полученных путем преобразования негативных проявлений. Мы договорились, что они являются представителями всех других образов, поэтому я хочу, чтобы вы проверили несколько других негативных представителей и посмотрели, произошли ли с ними необходимые изменения или потребуется дополнительная работа.

Джэнис: Хм.

Они тоже изменились?

Джэнис: Они уже не такие яркие.

Наверное, это хороший признак. Предлагаю вам выбрать любой из них и войти внутрь него, чтобы проверить, преобразовался ли он или же остался негативным примером. Преобразование группы событий обычно распространяется на все события, но я хочу, чтобы вы убедились в этом сами.

Джэнис: Должны ли они восприниматься как примеры проявления позитивного качества “К”?

Угу.

Джэнис: (неуверенно) Ну, они не являются негативными. Даже те, которые я преобразовала сознательно являются уже не такими негативными, но они и не...

Хорошо. Для меня это означает, что вам необходим дополнительный ресурс, потому что мы хотим, чтобы это было весело, а не просто менее негативно. Может быть, слово “весело” и не вполне подходит в данном случае. Но мы хотим, чтобы эти примеры стали по-настоящему позитивными, а не просто “хорошими”.

Джэнис: “Весело” вполне подходит.

Если оно вам подходит, прекрасно. Но какой бы ресурс вы ни добавили, мы хотим, чтобы все эти примеры в конце концов стали настолько позитивными, что при любом стечении обстоятельств вы будете “пуленепробиваемой” и сумеете получить удовольствие в реальной ситуации. Возможно, вам следует поискать другой ресурс. Это может быть веселье или юмор — кстати, это замечательный ресурс — или своего рода удовольствие.

А поскольку вы сказали, что эти ситуации связаны с другим человеком, я предложу вам еще пару вещей, даже не зная содержания. Иногда оказывается весьма полезным отнестись с некоторым состраданием к таким людям и понять, что их негативное поведение является результатом их неприятностей, ограничений, особенностей воспитания или каких-то других особенностей их жизни. Другими словами, их слова и поступки на самом деле не имеют отношения к вам — их причина скрывается в них самих.

Джэнис: М-м.

Теперь они стали позитивными примерами? (Джэнис: Да.) Отлично. Теперь проверьте еще несколько, чтобы убедиться, что они все стали позитивными. (Джэнис: Да.) Отлично. Еще что-нибудь осталось? (Джэнис: Нет.) Теперь, когда вы смотрите на них, можете ли вы отличить преобразованные от тех, которые произошли реально?

Джэнис: Да, преобразованные меньше по размерам.

Так. И они уже не такие яркие, правда? (Джэнис: Да.) Теперь по поводу их размеров. Меня немного беспокоит вопрос о том, что, уменьшив их размеры, вы преуменьшите их значение. Эти преобразованные примеры могут оказаться даже более ценными для вас в качестве ориентиров для дальнейшего развития, чем первоначально существовавшие примеры, потому что они демонстрируют, каким образом вы могли бы проявлять свое качество в тех ситуациях, в которых прежде вам этого не удавалось сделать. Я предлагаю вам выделить их цветом, чтобы отметить, что они были преобразованы из контрпримеров, придав им те же размеры, что и остальным примерам.

Джэнис: В позитивном образце контрпримеры имеют бирюзовый оттенок, поэтому я могла бы воспользоваться этим цветом.

Вполне подходит. Сделайте это, а затем посмотрите, как будут выглядеть контрпримеры, если их сделать такими же по размеру, что и первоначальные примеры.

Джэнис: Да, это работает.

А теперь я хочу, чтобы вы сравнили вновь построенное с позитивным образцом и заметили различия, если они существуют.

Джэнис: Единственное отличие, которое я замечаю, состоит в том, что в позитивном образце находятся бирюзового цвета контрпримеры, которые не подвергались преобразованию.

Так у вас все еще остались контрпримеры? Контрпримеры полезны, но оставлять их в этом виде несколько грубо, поэтому я предложил бы вам взять оставшиеся в позитивном образце контрпримеры бирюзового цвета и преобразовать их в примеры точно так же, как вы это делали раньше.

Джэнис: Хорошо. М-м.

Уделите этому некоторое время.

Джэнис: Все готово.

Все готово. Отлично. Иногда люди делают все очень быстро, буквально мигом. Итак, теперь, сравнивая “К” с позитивным образцом, находите ли вы их структуры одинаковыми? (Джэнис: Угу.) Я хочу, чтобы вы проверили, что “К” — вполне подходящее имя для той базы данных, которую мы только что построили, или стоит подобрать более подходящее имя?

Джэнис: “К” вполне подходит.

Отлично. Откройте глаза. Являетесь ли вы “К” личностью?

Джэнис: Хм! (Немного удивленно) Я действительно являюсь “К” личностью. (Смеется)

Что вы можете сказать о своих ощущениях?

Джэнис: Очень положительные.

А если вы вспомните и сравните свои нынешние переживания с теми, что вы испытывали 10 минут назад?...

Джэнис: Трудно вспомнить. (Смех) Сейчас гораздо сильнее.

Я хотел бы, чтобы вы испытали один из преобразованных примеров, в котором прежде было много звуков. Если вы войдете внутрь одного из них, услышите ли вы столь же сильный звук, или что-то изменилось?

Джэнис: В нем есть звук, но он гораздо тише и спокойнее.

Так, интонации и голоса изменились.

Джэнис: Да. И это не заводит меня эмоционально, как прежде.

Отлично. Когда я задаю подобные вопросы, я проверяю, чтобы убедиться в том, что изменения произошли. Джэнис, я хочу, чтобы вы проверили еще раз, нет ли у вас части, которая возражает против совершенных нами изменений?...

Джэнис: У меня во всем теле как будто пузырьки счастья, так что я уверена, что ответ будет “нет”.

Есть ли у вас какие-нибудь вопросы к Джэнис относительно ее переживаний? Все вопросы, касающиеся самого процесса, оставьте мне.

Фран: Что вы переживали, когда происходили изменения?

Джэнис: Все происходило гораздо легче, чем я ожидала. Сначала все происходило в визуальной модальности. Потому что звуки у меня возникали только тогда, когда я входила в образ, а все, что происходило, представлялось в визуальном плане. Когда же я объединила их в группы и попробовала найти их позитивное намерение, появилось ощущение расслабления при мысли о том, что даже в негативном было позитивное качество. Появилось чувство типа “фу-у-у!”. А когда они были преобразованы, появились хорошие ощущения. Но в самом начале все было визуальным.

Есть ли еще вопросы к Джэнис?... Спасибо. Есть ли у вас вопросы ко мне по поводу процедуры?

Тесс: Интересно, почему вы сначала собрали всю информацию о позитивном образце и противоречивом качестве, и лишь затем спросили о конгруэнтности? Почему бы не проверить конгруэнтность в самом начале?

Если вы будете проводить проверку на конгруэнтность в самом начале, есть некоторая опасность, что предлагаемое вами изменение будет не совсем понятным, и это может ввести в заблуждение. Та часть личности, которая могла бы действительно возражать против изменений, может просто не понять, о чем идет речь, а та часть личности, у которой не возникло бы никаких возражений, может начать беспокоиться и подумывать о возражениях. Собирая заранее всю эту информацию, я подготавливаю необходимые условия для проверки, чтобы каждая часть личности могла точно понять, что именно мы предлагаем сделать. “Мы планируем сделать это противоречивое качество точно таким же, как этот позитивный образец”. Такое общение будет достаточно понятным и конкретным, а полученное в этом случае возражение будет вполне реальным, и нам не придется иметь дело с необоснованным беспокойством, возникшим в результате путанного общения.

Фрэд: Меня все еще интересует смысл всех этих преобразований. Если бы у меня остались только преобразованные примеры, я мог бы забыть все свои прошлые ошибки, и все мои представления о самом себе стали бы заблуждением, потому что на самом деле этого не было в моем прошлом.

Есть несколько проблем, которых я хотел бы здесь коснуться. Во-первых, если вы боитесь забыть совершенные в прошлом ошибки, убедитесь в том, что вы сохранили контрпримеры, соединив их с соответствующими преобразованными примерами, или выделили преобразованные примеры цветом, как это сделала Джэнис. Если вы сохранили сам контрпример, то у вас останется вся информация о том, как вы совершали ошибки в прошлом. Если же вы как-то выделили преобразованные примеры, они будут указывать на то, что в прошлом вы совершали ошибки, но утратили информацию о том, как именно это происходило.

Второй момент, который я хотел бы отметить, состоит в том, что преобразованное качество может быть заблуждением по отношению к прошлому, но оно является правдой по отношению к будущему. Помните, что ваша я-концепция является системой с обратной связью, ориентированной на будущее, которая определяет, каким вы хотите стать в будущем. В определенном смысле разработанная NASA программа полета на Луну оставалась заблуждением на протяжении многих лет, пока с ее помощью первый человек действительно не оказался на Луне. Если вы совершите действительно эффективное преобразование ошибок прошлого, оно приведет к тому, что вы станете действительно другим в будущем, и это единственная правда, которая имеет значение.

Чтобы понять поведение, психология и психиатрия искали причинно-следственные связи в жизни людей, и эти исследования привели к открытию большого количества полезной информации. Но иногда они становились жертвами ложной идеи о том, что все мы являемся лишь продуктами или пленниками своего прошлого, которое полностью определяет наше поведение и мышление. Но у нас есть и системы с ориентированной на будущее обратной связью, в которых наши цели, сформированные в настоящем, определяют наше будущее, и я-концепция является на мой взгляд одной из наиболее мощных систем подобного рода. Если бы вы не использовали свою я-концепцию для изменения своего будущего, то вы оставались бы пленниками своего прошлого.

Алиса: Противоречивое качество Джэнис было представлено в той же визуальной системе, что и позитивный образец, но находилось в другом месте. А что, если противоречивое качество будет представлено в аудиальной или кинестетической системе, будучи расположенным в другом месте?

Хорошо, предположим, что позитивный образец представлен в визуальной модальности, а противоречивое качество делится на позитивные аудиальные примеры и негативные кинестетические примеры. Я бы сначала взял позитивные аудиальные примеры и превратил бы их в визуальные образы, а затем поместил бы их в образец, потому что это стало бы первым шагом на пути к построению позитивного качества.

Затем я взял бы негативные кинестетические примеры и превратил бы их тоже в визуальные образы, исследовал бы их, сгруппировал и преобразовал бы в позитивные примеры, поместив затем в образец. Если же по какой-то причине такая последовательность оказалась бы неудобной, я попробовал бы что-нибудь другое. Если вы ясно видите цель, вы можете легко изменять путь, по которому вы к ней придете.

Например, я мог бы попробовать просто переместить все противоречивое качество целиком в то место, где находился позитивный образец, как я поступил в случае с Джэнис, чтобы проверить, не превратятся ли примеры в визуальные образы автоматически. Я не стал бы делать на это ставку, но может случиться и так. Чем говорить об этом, давайте я лучше покажу. У кого противоречивое качество представлено в различных модальностях и находится в другом месте?

Hosted by uCoz