Как вновь обрести внутреннюю целостность
©2001
Введение
Каждый из этих трех процессов по-своему делит наши внутренние представления на отдельные фрагменты, на враждующие между собой части, не давая нам возможности в полной мере наслаждаться жизнью.
Горе отделяет нас от глубоких и важных чувств, которые связывали нас с тем человеком, которого мы любили, но которого больше нет с нами. Кроме того, горе раскалывает нас изнутри, отделяя часть, переполненную вызванным утратой ощущением внутренней пустоты и страхом перед возможностью снова испытать горе утраты, от другой части, которая стремится построить новые тесные отношения с людьми и вернуться к жизни.
Осуждение превращает богатые и сложные по своей структуре представления, выражающие наше отношение к чему-то словами "нравится" или "не нравится", в слишком упрощенные и лишенные информации оценочные суждения типа "хорошо" — "плохо". Осуждение выводит нас на путь, который в результате приводит к значительным трудностям как для нас самих, так и для окружающих нас людей. Сталкиваясь с необходимостью выбора между добром и злом, я вынужден вступить в борьбу с этим злом, чтобы искоренить его в самом себе и в окружающем меня мире. Мое осуждение вовлекает меня и людей вокруг меня в процесс, который начинается с разделения и отвержения и зачастую заканчивается насилием и убийством.
Гнев отделяет нас от тех людей, которые причинили нам боль, чтобы защитить нас от подобной боли в будущем. Но он разделяет нас и внутренне. Одной нашей частью овладевает чувство обиды и стремление отомстить, чтобы защитить нас от дальнейших нападок. Другой нашей части хотелось бы освободиться от этих чувств и вернуться к радостям жизни.
Все эти процессы раскалывают нас изнутри и лишают нас возможности ощущать внутреннюю целостность и связь с другими людьми и с тем, что нас окружает, что само по себе является неотъемлемой частью наших духовных переживаний и нашей духовной жизни.
На этом семинаре вам будет предложено изучить приемы, разработанные Стивом и Коннирой Андреас и направленные на разрешение всех этих конфликтов и восстановление внутренней целостности.
Вы узнаете, как:
- Преобразовать чувство горя, возникшее в результате утраты, в очень важное и приносящее радость ощущение присутствия ушедшего из вашей жизни человека, восстановить связь с этим чувством, которое поддерживало вас когда-то, и для этого:
- Понять, когда человек нуждается в изменении содержания своих воспоминаний об ушедшем из его жизни человеке.
- Определить субмодальные различия между внутренним представлением, которое вызывает ощущение горя утраты, и противоположным ему представлением, сопровождающимся ощущением присутствия и полноты переживаний.
- С помощью этих субмодальных различий превратить диссоциированное ощущение утраты в ресурсное, ассоциированное ощущение присутствия и полноты переживаний.
- Перенести это ощущение присутствия в свое будущее, чтобы это чувство помогало вам устанавливать новые отношения с людьми.
- Применять этот прием в работе с утраченной мечтой, с утраченными вещами, возможностями и надеждами, видами деятельности, информацией и местами.
- Преобразовать абсолютное и всеобщее осуждение, которое делит все вокруг только на хорошее и плохое, в содержательное личное представление о предпочтении и для этого:
- Выявить те элементы представлений, которые оказались стертыми в осуждении, и восстановить с ними связь.
- В осуждении отказаться от насилия, которое нарушает вашу внутреннюю целостность и отношения с другими людьми.
- Вновь получить возможность проявлять участие как по отношению к самому себе, так и по отношению к другим людям.
- Вновь почувствовать в себе силы и способность оказывать влияние на людей, которая была утрачена, когда ваши отношения строились на абсолютном осуждении.
- Преобразовать гнев в конгруэнтное и сострадательное прощение, которое будет помогать вам делать все необходимое для того, чтобы защитить себя в будущем, и для этого:
- Понять, как можно разрешить возражения, которые могут помешать человеку даже подумать о прощении, как о возможном варианте решения проблемы.
- Выявить ограничивающие предпосылки, которые поддерживают гнев и делают его возможным.
- Определить субмодальные различия между представлениями, вызывающими гнев, и представлениями, связанными с прощением.
- Получить доступ к имеющимся или обучить новым эффективным средствам, которые позволят защитить себя в будущем и станут необходимой основой для полного прощения.
- Преобразовать гнев в прощение с помощью изменения соответствующих субмодальностей.
Ссылки:
- “Разрешение горя” (статья)
- “Достижение прощения” (статья)
- “Метод достижения прощения” (аудиокассета)
- “Разрешение рефлексивного гнева” (Демонстрация применения метода достижения прощения с предисловием и интервью, взятым через некоторое время после сеанса.)
- Zeig/TuckerTheisen