Изменение логических уровней
смысла и представлений
© 2002
Наше внутреннее внимание очень быстро и неосознанно перескакивает с одного уровня на другой, демонстрируем ли мы при этом свои лучшие навыки или оказываемся в ловушке наиболее серьезных проблем. Новое понимание логических уровней начинается с простого и при этом весьма существенного отличия, которое предыдущие исследования (включая исследования Бейтсона (Bateson)) совершенно упустили из виду. Это ключевое отличие позволяет подобрать ключик к сложным и весьма запутанным проблемам, увидеть их внутреннюю простоту и понять, когда и как необходимо действовать, какие методы и в какой последовательности применить, чтобы разрешить эти проблемы.
Когда применение обычных методов не помогает в работе с устойчивыми жизненными проблемами, это может служить указанием на то, что нам необходимо действовать на другом уровне. В работе со многими убеждениями бывает полезным подняться уровнем выше и попытаться ослабить жесткость представлений на этом более высоком уровне, чтобы изменить неподдающееся убеждение. Но в других случаях бывает более полезным опуститься на более низкий уровень. Более высокие уровни оказывают влияние на более низкие, но и более низкие уровни тоже воздействуют на более высокие, и порой такое воздействие происходит одновременно с двух сторон и может оказываться самыми разными способами.
Несмотря на то, что логические уровни могут показаться слишком сложным объектом для изучения, вы поймете, что простые и понятные различия помогут вам легко научиться распознавать различные уровни и с их помощью понимать структуру тех проблем, которые кажутся неразрешимыми. С помощью упражнение, в которых вы под руководством тренеров будете исследовать самих себя, с помощью демонстраций, мультипликации, упражнений, направленных на изменение, и обсуждений вы узнаете:
- Как научиться замечать переход с одного уровня на другой в самих себе и в других людях, чтобы понять, какие уровни участвуют в формировании проблемы или навыка, и научиться управлять этими переходами.
- Как и в каких случаях различные уровни могут оказаться полезными, как использовать их сильные стороны и избегать слабых.
- Как выявить уровень или последовательность уровней, наиболее подходящих для осуществления изменений, чтобы спланировать наиболее эффективные действия.
- Как взглянуть на 17 приемов рефрейминга сквозь линзу логических уровней и понять, какие изменения каждый из них вносит в представления человека. (Поскольку в основе рефрейминга, юмора и творчества лежат одни и те же приемы, для демонстрации различных приемов мы воспользуемся мультипликацией.)
- Как использовать переходы с одного логического уровня на другой, рекурсию и парадоксы для того, чтобы ослабить жесткость проблемных убеждений. (Смотрите статью “Уверенность и неуверенность”.)
- Как дискретные “либо-либо” убеждения оказываются серьезным ограничением практически в любой ситуации и как преобразовать их в более полезные и изменяемые аналоговые представления.
- Как ослабить строгие суждения, которые так часто являются главным препятствием на пути к эффективному разрешению проблемы.
- Как распознать проблемную парадоксальность, которая так часто скрывается в наших повседневных высказываниях, в таких, как: “Я принимаю плохие решения”, — которое само является выражением некоторого решения.
- Как разглядеть ограничения в иерархическом мышлении и то, что логические уровни не всегда подразумевают иерархическое управление.
- Как исследовать духовные и мистические переживания и практики, чтобы понять, какие уровни в них присутствуют, а какие отсутствуют.
- Как пересмотреть некоторые представления (в том числе и ошибочные), касающиеся “нейрологических уровней” Роберта Дилтса и глобальных “мета-состояний” Майкла Холла. (Этот практический семинар выходит далеко за рамки последних.)