Схема приема достижения прощения
Этот прием был разработан Коннирой и Стивом Андреас, а также участниками шестидневного интенсивного семинара, который проходил в марте 1990 года. Он будет полезен каждому, кто испытывает гнев, обиду или осуждает другого человека, в особенности в том случае, эти чувства он испытывает уже достаточно долго, а человек, ставший причиной этих переживаний, уже умер или не входит в его окружение. В этом описании приема подразумевается достаточно серьезная подготовка в области НЛП, и, прежде всего, хорошие знания методов работы с субмодальностями и с позициями восприятия.
Общие положения
Цель этого приема состоит в том, чтобы помочь человеку избавиться от чувства раздражения и обиды и привнести в его душу мир и спокойствие. Простить других (или самого себя) вовсе не значит смириться с поведением, которое оскорбляет вас (или других людей), или отказаться от ценностей, которые были попраны. Важной составляющей этого приема является укрепление ваших собственных ценностей и критериев и поиск с их помощью путей, которые позволят вам справиться с неприятными переживаниями. Их разрешение и внутренняя интеграция, которые возникнут в результате прощения, помогут вам предпринять эффективные действия для дальнейшего укрепления ваших ценностей и стандартов в будущем.
- Обида/гнев. Выберите человека или событие, по поводу которого вы до сих пор испытываете гнев или обиду, но хотели бы простить его и избавиться от неприятных ощущений. Уделите минуту тому, чтобы заметить, как вы думаете сейчас об этом человеке или событии. (Проведите калибровку невербальных реакций клиента.)
- Прощение. В своем прошлом найдите ситуацию, в которой вам удалось достичь прощения. Существует два основных варианта такой ситуации:
- Однажды вы обиделись на человека, но в настоящий момент, думая о нем, вы испытываете только прощение и сочувствие.
- Человек совершил по отношению к вам какой-то дурной поступок, но вы сразу же простили его, потому что вы поняли, что он сделал это случайно или он сделал все, что было в его силах, и т.п. Например, маленький ребенок поранил вас, но вы сразу же поняли, что он по-видимому не мог поступить по-другому или понять последствия своего поступка. (Проведите калибровку невербальных реакций клиента.)
- Контрастный анализ. Сравните ситуации, описанные выше на шаге 1 и на шаге 2, чтобы определить субмодальные различия между ними, и прежде всего различия в местоположении.
- Проверка субмодальных различий. Измените одну за другой субмодальные характеристики обиды/раздражения, чтобы сделать эту ситуацию похожей на ситуацию прощения. Отметьте, какие субмодальности являются «ведущими» в этом изменении обиды/раздражения на прощение. (Чаще всего ведущей субмодальностью является местоположение.)
- Экологическая проверка. «Есть ли у вас возражения против того, чтобы простить этого человека?» Наиболее распространенными являются возражения двух типов:
- Смысл. Простить значило бы смириться с оскорбительным поступком, который нарушает ценности и стандарты клиента, либо прощение означало бы что-то важное о самом клиенте, например, если бы он простил, это означало бы, что он слабый человек, и т.п. Проведите рефрейминг.
- Прощение могло бы нарушить некоторую полезную функцию, чаще всего защитную функцию по отношению к рецидивам этого оскорбительного поступка. Отделите эту позитивную функцию от раздражения или прощения и подготовьте конкретные поведенческие реакции, которые помогут осуществить эту позитивную функцию без всякого раздражения.
Разрешите все без исключения возражения, прежде чем переходить к шагу 7.
- Перейдите в позицию другого человека. Сначала перейдите в позицию наблюдателя, чтобы понаблюдать со стороны за самим собой и тем человеком, который «оскорбил» вас, в той самой ситуации, в которой это оскорбление произошло. Затем перейдите в позицию другого человека, подумав о том, что нового для себя вы сможете узнать о представлениях и переживаниях этого человека. Какую дополнительную информацию вы получите о том, как этот человек видит, слышит, ощущает и понимает происходящее? (Сделать это гораздо проще и эффективнее после процедуры настройки позиций восприятия.) «Осознаете ли вы, что этот человек (и вы сами) действовал наилучшим образом в данной ситуации, учитывая сложившиеся обстоятельства, его воспитание, недостаток знаний или мотивации и т.п.?» Уделите время тому, чтобы проверить справедливость этого предположения.
- Преобразование обиды/раздражения в прощение. Совершив «перенос субмодальностей» ("mapping across"), преобразуйте обиду в прощение. Начните с «ведущих» субмодальностей, определенных на шаге 4. (Зачастую достаточно бывает изменить местоположение образов.) В процессе этого изменения будьте внимательны к любым возникающим возражениям и разрешите каждое такое возражение, прежде чем продолжать этот процесс.
- Тест. «Подумайте о человеке, по отношению к которому вы испытывали обиду/раздражение. Что вы чувствуете по отношению к нему сейчас?» Обратите внимание на невербальные реакции, сравнив их с теми реакциями, которые вы наблюдали раньше на шаге 1 и 2. Обычно сама ситуация оскорбления при этом остается в прошлом, в то время как сам нанесший оскорбление человек остается в настоящем и/или в будущем, вызывая нейтральное к себе отношение или даже сочувствие.
- Обобщение на временной линии. (необязательный шаг) Если клиент сталкивался с переживаниями обиды/раздражения во многих ситуациях своей жизни, может оказаться весьма полезным взять это умение прощать, подняться над своей временной линией и, пролетев над ней в свое прошлое, опуститься на нее в том месте, которое располагается перед всеми этими ситуациями обид и раздражений. Затем необходимо начать двигаться вперед по своей временной линии по направлению к будущему, пролетая сквозь все события своей жизни и позволив своему подсознанию преобразовать все те ситуации, в которых возникали обиды и раздражение. Этот процесс может серьезным образом повлиять на многочисленные воспоминания из прошлого, а также превратить умение прощать в «длящуюся во времени» часть представлений клиента о самом себе в настоящем и в будущем (как в приеме «Разрушитель решений»).