Steve Andreas > Статьи > Спасение из “черной дыры” осуждения | |
Одним из методов, позволяющих значительно ускорить процесс такого преобразования, является метод, который в НЛП называют “перенос субмодальностей” [6, 7], в котором процессуальные характеристики осуждения одна за другой преобразуются в соответствующие характеристики предпочтения, пока вы не преобразуете все представление в целом. Например, предположим, что в ваших внутренних представлениях осуждение отличается от предпочтения теми характеристиками, которые отмечены в приведенной ранее таблице. Тогда вы можете начать с того, чтобы добавить образ с изображением того, что вы предпочитаете, к тому образу, содержимое которого вы осуждаете, а затем войти внутрь этого “плохого” образа, чтобы не чувствовать себя отделенным от того, что вы осуждаете. Затем вы можете заменить осуждающие выражения с местоимением “ты” выражениями предпочтения с местоимением “я” и позволить застывшим черно-белым превратиться в цветные фильмы и т.д.
На практике вы обнаружите, что изменение одних процессуальных характеристик вызовет изменение других и что те характеристики, которые вызывают наиболее сильные изменения в переживаниях человека, могут слегка отличаться у разных людей. Добавление второго образа может вызвать переход от узко сфокусированного взгляда к панорамному зрению, а ощущения закрытости может заменить ощущениями открытости. Попытка войти внутрь застывшего образа может автоматически превратить его цветной звуковой фильм и т.д. Такие более мощные характеристики называются ведущими субмодальностями (driver submodalities), потому что управляют изменениями других субмодальностей.
Как только вы найдете свои ведущие субмодальности, вы легко сможете преобразовать осуждение в предпочтение, поскольку вам останется изменить лишь несколько ведущих характеристик, чтобы завершить изменение в целом. Само изменение процессуальных характеристик является достаточно мощным изменением, и в то же время оно обогащает наши переживания, наполняя их дополнительными деталями, относящимися к содержанию. Например, когда вы переходите от застывшего образа к фильму, из фильма вы получаете гораздо больше информации, и пока вы смотрите на него, вы получаете все новую и новую информацию. Когда вы заменяете сфокусированный взгляд панорамным зрением, вы в буквальном смысле начинаете больше видеть, и вы можете рассматривать то, что вам не нравится, в гораздо более широком и содержательном контексте.