Модель — это всего лишь более или менее точная метафора, созданная для лучшего понимания какой-то части окружающего нас мира. Когда физики описывают электрон как “частицу”, такое описание естественным образом приводит к одним представлениям и идеям и исключает другие. Когда же физики описывают электрон как “волну”, они обнаруживают такие идеи и приложения, которые не были им доступны в то время, когда они представляли себе электрон частицей.
Так что же в “действительности” представляет собой электрон? Несомненно, ни “волну”, ни “частицу”. Кто-нибудь однажды предложит новую метафору, которая окажется ближе к “истинной” природе электрона и приведет к более глубокому пониманию и многочисленным приложениям. В настоящее время некоторые физики пользуются метафорой “струны”, которая обладает одновременно и качествами частицы, и качествами волны и предоставляет возможность для объединения идей, возникших при исследовании обеих моделей — частицы и волны, и, возможно, приведет нас к новым открытиям. Я не так хорошо знаю современную физику, чтобы вполне оценить пользу этого нового описания.
Представления Фрейда о чувствах и эмоциях опирались на гидравлическую или “водопроводную” метафору (следуя теории Декарта о механизме работы мозга). Он представлял себе чувства, как жидкости, которые хранятся в человеке, и если они оказываются зажатыми в одних жизненных ситуациях, то обязательно должны прорваться где-то в других. В примитивной (Primal) терапии говорили о “море боли”, которое можно “иссушить” с помощью пронзительного крика.
В противоположность этому НЛП предложило метафору в виде информационной системы, которая хранит информацию в виде воспоминаний, записанных в одной или нескольких репрезентативных системах, соответствующих пяти органам чувств. И когда эти записи воспроизводятся, возникают связанные с ними ощущения (если в них вообще есть ощущения). Если воспоминание вообще не воспроизводить, то и связанные с ним ощущения не будут возникать. На компакт-диске может храниться множество музыкальных записей, но звучать они начинают лишь тогда, когда они будут прочитаны лазерным лучом. Если бы мы воспользовались метафорой Фрейда, то могли бы сказать, что компакт-диск переполнен музыкой, которая стремится выплеснуться наружу (катарсис).
Представления о человеке как об информационной системе легко объясняют, почему катарсис не только оказывается неэффективным, но может обострить многие проблемы или даже создать новые. Но несмотря на то, что информационная метафора оказывается более продуктивной, чем гидравлическая метафора Фрейда, вполне может обнаружиться другая метафора, которая окажется еще более эффективной.