Когда я учился в колледже в середине 50-х, еще до того, как первый русский спутник поразил нас своими сигналами из космоса, я был сильно увлечен идеей исследования соседних с нами планет. Я отчетливо помню то время, когда я с полной уверенностью говорил своим знакомым, что, если бы кто-нибудь предложил мне путешествие на Марс, я бы принял это предложение. (Вероятно, во вторую очередь мне приходило в голову и второе условие осуществления такого полета — наличие соответствующего космического корабля.)
Сейчас, когда я думаю обо всем этом, я не могу поверить, что был таким глупым. Сейчас я наверняка ничего подобного бы не сделал. Однажды во время небольшого перерыва в работе я решил разобраться, что я представляю себе, когда говорю такое. Я увидел очень маленькую, темную картинку с круглой стальной дверью, немного похожей на дверь в самолете или на круглую дверцу сейфа с окошечком. Этот образ появился слева внизу от меня (рядом с тем местом, где проходит моя временная линия прошлого, но не на ней) и довольно далеко. Я мог неясно различить себя, произносящего эти слова, и это было похоже на короткий клип, надежно спрятанный за этим круглым окном.
Следующая моя мысль была: “Как я мог бы это использовать?” Какое поведение в настоящем доставляет мне неудобства и я мог бы представить его как нечто такое, чего я бы даже не подумал повторить в настоящем? Сначала я сделал короткий диссоциированный фильм об этом неудобном для меня поведении, а затем разослал объявление всем частям своей личности с вопросом о том, имеются ли у них возражения против того, чтобы запереть это поведение за этой маленькой круглой дверью. После того как пара частей нашла себе новые варианты поведения для достижения собственных целей, мне показалось, что на этом все возражения закончились.
Когда я начал открывать эту маленькую дверь, то понял, что сделать это будет гораздо легче, если подойти к ней ближе. После этого я стал вращать металлическое колесо замка, открыл дверь и положил новый фильм за дверь.
В первый момент новый фильм попытался выскочить обратно, превратившись в бешеную цветную амебу, явный индикатор будущих возражений.
После непродолжительного исследования выяснилось, что одна из моих частей хотела бы оставить себе это поведение в качестве одного из возможных вариантов, просто на тот случай, если оно понадобится в будущем.
Теперь фильм-амеба успокоилась, и я снова закрыл дверь. Сделав это, я почувствовал расслабление и облегчение.
Если вы захотите попробовать сделать это для себя или для своего клиента, то детали, вероятно, у вас будут совсем другие. Я предлагаю следующую схему в качестве руководства, которое позволит вам разыграть нечто подобное, защитив при этом свои части и сохранив внутреннюю целостность.
Несмотря на то, что это лишь еще один пример “переноса субмодальностей”, тем не менее, это простой и эффективный прием. Те из вас, кто воспользуется им, наверняка поймут, что в то время как большинство приемов НЛП добавляет ресурсы для изменения поведения, этот прием на самом деле отнимает поведение. По этой причине вам следует очень внимательно отнестись к экологии и применять прием очень аккуратно. Если вы попробуете применить этот прием к себе или в работе с другими людьми, я хотел бы, чтобы вы поделились со мной своим опытом.