3. Как они связаны друг с другом?

Основная связь. Как решение (choice) так и необходимость предполагают возможность, а желание — нет. Будет нелепо, если человек решит или должен будет сделать то, что сделать невозможно.

Основная связь может оказаться весьма полезной. Например, порой человека может мучить идея о том, что он должен сделать или решил сделать что-то такое, что выходит за рамки его возможностей — по крайней мере в данный момент — но он не осознает этого логического противоречия.

Чтобы разрешить эту ситуацию, вы можете сначала согласиться с его “должен” или “решил” и даже усилить их. “То есть вы действительно верите в то, что вы должны сделать Х”. Затем дайте ему понять, что он не в состоянии сделать Х (по крайней мере, в данный момент, при существующем уровне развития, финансов и т.п.).

После такой подготовки, вы можете сопоставить эти два представления, задав вопрос: “Как же это получается, что вы думаете, что должны сделать Х, когда вы знаете, что это невозможно?” Если подготовка была проведена достаточно тщательно, вы увидите, как у клиента дым повалит из ушей, когда эти два убеждения столкнутся друг с другом и противоречие станет очевидным, и тогда “должен” (а вместе с ним и сама проблема) исчезнет.

Но желание не предполагает возможностей, и довольно часто мы стремимся к чему-то невозможному. Этот факт является источником многочисленных человеческих страданий, поскольку желание достичь невозможного может сильно расстраивать. Но он же является источником человеческого прогресса, поскольку у нас появляется мотивация к поиску и нахождению путей для совершения того, что прежде считалось невозможным.

Дополнительная связь. Некоторые виды связи оказываются не врожденными, а усвоенными.

  1. Первый вариант. Люди просто комбинируют МО в виде некоторых последовательностей. “Я должен выбрать” отличается от “Я хочу выбрать” или “Я могу выбрать” (звучит немного избыточно, поскольку выбор предполагает возможность, но это выражение усиливает представление человека о своей возможности). Часто люди говорят: “Я хочу иметь возможность” или “Мне необходимо выбрать”, или “Возможно, я должен”, но существует множество других комбинаций, которые используются редко, например: “Я могу не захотеть” или “Я решил, что не должен” и некоторые из них даже придают силы. Конечно, одно дело осознать такой вид возможности, а другое дело получить или создать конгруэнтное представление о ней. Тем не менее, осознание возможности является полезным первым шагом на пути расширения возможности выбора.
  2. Из МО четырех категорий и их отрицаний можно составить 64 варианта двухшаговых последовательностей (включая повторяющиеся типа “решил решить” или “решил не решать” и т.п.). Полезно выписать все такие последовательности и поэкспериментировать с каким-нибудь простым действием, чтобы понять, как они изменяют ваши представления. Некоторые покажутся вам знакомыми и “осмысленными”, а те, которые покажутся вам странными или причудливыми, принесут вам больше пользы, потому что именно на них вы сможете большему научиться, так как они расширяют карту ваших представлений о собственных возможностях, даже если отдельные покажутся вам не слишком полезными. Это хороший способ, позволяющий вам повысить свою чувствительность к тому, как вы сами и ваши клиенты связывают МО, и понять воздействие тех связей, которые вы используете редко или даже никогда не думали о возможности такого использования.

  3. Второй (и самый простой) вариант связи состоит в том, чтобы связать два МО в последовательность, установив между ними причинно-следственную связь типа “если — то”, например: “Если я захочу, я смогу” или “Если я должен, значит, я не хочу” (или, как недавно сказал известный политик “Если я могу, значит, я должен”). Если вы узнаете, какие причинно-следственные связи обычно устанавливает человек, это даст вам очень ценную информацию о том, как ограничены его представления и какие ситуации могут создавать для него проблемы. Такие связи, как и большинство обобщений, зачастую оказываются не привязанными к контексту и легко превращаются в глобальные убеждения, имеющие отношение к огромному количеству различных ситуаций.

Опять же большинство людей часто использует одни связи и совсем не использует другие. Многие из редко используемых связей могут оказаться весьма полезными. “Если я решу, я захочу”, “Если я должен, то я хочу”, “Если я хочу, то я не обязан”.

Конечно, одни связи оказываются гораздо более полезными, чем другие. Тем не менее, если человек использует лишь несколько вариантов из 64 возможных, это может оказаться серьезным ограничением собственных возможностей, и в этом случае было бы весьма полезным поэкспериментировать с применением оставшихся неиспользованных возможностей.

Легко разработать письменный тест, в котором предлагается закончить предложения типа: “Если я захочу, я...”, — и найти среди ответов слабые комбинации и часто используемые варианты.

Я/другие. В приведенном выше обсуждении мы предполагали, что человек применяет МО к самому себе. Если мы рассмотрим взаимоотношения с другим человеком, мы получим еще 64 комбинации, например: “Если ты хочешь, чтобы я сделал, значит, я должен сделать” или “Если я потребую, то ты должен”. Применение к терапии семейных пар (присутствует при этом партнер или нет) достаточно очевидно.

Связь двух МО встречается довольно часто, а связь трех уже реже, хотя можно встретить и более длинные цепочки. “Если я должен, то я могу решить захотеть”. Здесь уже появляется гораздо больше возможностей (512), и большинство из нас пользуется лишь незначительной их долей.

Хорошо, что вам нет необходимости запоминать все эти варианты. Осознав для начала важность их использования, начните практиковаться, чтобы обострить свое восприятие, и вы станете легко узнавать связи и примерять их к себе, чтобы понять силу их влияния на ваше восприятие.

Когда вас связывают отношения с более чем одним человеком, как в семье, все становится сложнее и интереснее. “Если он скажет, я должен буду сделать Х, но она хочет Y, и я не могу сделать Z”. (Здесь еще 512 возможностей!)

Hosted by uCoz