Как и в процессе физического испытания, во время применения приема “мета-да/мета-нет” клиенту предлагают совершить дискретный переход от старого убеждения к новому. Это изменение типа “либо Да, либо Нет”, и даже не предполагается компромисс или интеграция старого и нового убеждения, я уже не говорю о попытках это сделать. Как пишет Холл:
“И сколько раз вам потребуется повторить это “нет”, чтобы действительно погасить это убеждение и не оставить ему места в вашей голове”. [7, с. 165]
Выражения “погасить” и “не оставить места в голове” подразумевают насилие и совершенно не демонстрируют уважения по отношению к старому убеждению или его позитивному намерению или последствию. Отсутствие конгруэнтности присуще любому методу, в основе которого лежит альтернатива “или/или”. В следующих двух описаниях этой техники есть и другие утверждения по отношению к ограничивающему убеждению [4, с. 3, 8, 65]:
“Метамоделируйте ограничивающее убеждение, чтобы обнажить его, расшатать его и подготовить к замене новым убеждением. Обратите внимание на то, как оно мешало, производило беспорядок и т.п. Когда вы узнаете, как клиент представляет себе это убеждение, следуйте его позитивному намерению”.
Эта инструкция почти полностью посвящена выяснению того, как старое убеждение ограничивало человека, и лишь “следуйте его позитивному намерению” является намеком на уважение и признание этих позитивных намерений и на попытку интегрировать их во вновь создаваемое убеждение.
В другом описании этого шага Холл пишет:
“Проверьте экологию и реализм ограничивающего убеждения. Как это убеждение ограничивает вас? Чем оно вам мешает? Каким образом оно саботирует ваш успех, счастье и т.п. Что вы можете получить, не будь у вас этого убеждения, которое мешает вам? Такое метамоделирование ограничивающего убеждения поможет вам обнажить его, расшатать его и подготовить к замене новым убеждением. Обратите внимание на то, как оно мешало, производило беспорядок и т.п. Когда вы узнаете, как клиент представляет себе это убеждение, следуйте его позитивному намерению”. [7, с. 164]
И хотя это называется проверкой “экологии”, здесь речь снова идет только об ослаблении и разрушении старого ограничивающего убеждения, и в завершение приводится та же самая не вполне уместная рекомендация “следовать его позитивному намерению”.
Когда наступает время нового поддерживающего убеждения, звучит следующая инструкция [8, с. 65] “Что конкретно будет человек думать и говорить в этом новом убеждении? Запишите эти слова. Набросайте несколько вариантов и убедитесь в том, что человек находит такое выражение убеждения побуждающим к действиям”. И снова здесь совсем нет проверки на конгруэнтность, только проверка на способность побуждать.