Первичный и вторичный опыт

Существует еще одна проблема, связанная с исследованием только того, что человек будет “думать и говорить”. Для большинства людей “думать и говорить” означает произношение слов, что в свое время Бендлер и Гриндер называли “вторичным опытом” в противовес первичному опыту, выраженному в образах, ощущениях и звуках, берущих свое начало в сенсорном опыте.

Если исключить артикли и собственные имена, такие как “Билл” или “Омаха”, слова обозначают целые категории переживаний. А чтобы получить категорию, вам необходимо иметь некоторое количество переживаний, чтобы положить в эту категорию, и у категории должна быть подходящая субмодальная структура, позволяющая сгруппировать различные переживания. Функциональность убеждения определяется и содержанием переживаний и структурой. Я достаточно подробно писал об этом в других текстах [2].

А поскольку новое убеждение в этом методе носит чисто вербальный характер, то никто не выясняет, какое содержание должно лечь в основу нового убеждения и какая субмодальная структура поможет придать ему необходимую форму. И хотя некоторые люди оказываются достаточно догадливыми, чтобы использовать подходящее содержание и структуру, но я предпочитаю не полагаться на авось и стараюсь убедиться сам, что все сделано должным образом. Без прочной основы — структуры и содержания — новое убеждение останется “просто словами” или как иногда говорят “интеллектуальным” убеждением, которое не окажет серьезного влияния на жизненный опыт и не будет иметь длительных и устойчивых последствий.

Hosted by uCoz