Прежде чем описывать данный рецепт, я хочу сказать несколько слов о рецептах вообще. Некоторые люди находят весьма спорным применение идеи рецептов в личностном изменении, и я хотел бы коснуться двух основных возражений, с которыми мне приходилось сталкиваться.
Во-первых, до недавних пор во многих течениях современной психотерапии поддерживалась идея о том, что с помощью одного рецепта можно решать все виды человеческих проблем. Все равно что сказать, что по одному и тому же рецепту можно приготовить и ростбиф, и шоколадное пирожное, и салат.
Другие допускают ошибку, путая сам рецепт с тем, что получается в результате его применения. Вы не найдете пищи в самом рецепте, во всяком случае ни чуть не больше, чем реальных жилых комнат в архитектурном плане комфортабельного дома.
Рецепт представляет собой лишь набор инструкций, которые указывают вам, что следует сделать, чтобы получить данный результат. Если аккуратно следовать рецепту (и у вас есть для этого все подходящие ингредиенты), то вы наверняка получите ожидаемый результат. Наш мир наполнен результатами, которые получаются в результате применения надежно работающих рецептов — от поваренных книг до руководств по работе с компьютерами. Наука тоже состоит из детально проработанных рецептов, описывающих технологию достижения тех или иных результатов в определенных ситуациях.
“Термин “наука” нельзя применять к чему угодно, а лишь к совокупности рецептов, которые всегда успешно приводят к результату. Все остальное — билетристика”.
— Поль Валери
(Paul Valery [6, c. 41])
Я благодарен Полю Вацлавику (Paul Watzlawick) за то, что он указал мне на существенное различие между описательным (descriptive) языком и инструктивным (injunctive) языком. Описательный язык представлен в ежегодном издании по диагностической психиатрии (DSM IV). Более 700 страниц описывают различного рода расстройства, но ни на одной странице вы не найдете указания на то, что следует делать, чтобы излечить их! В противоположность этому инструктивный язык говорит вам о том, что необходимо сделать, чтобы получить определенный результат.
Джордж Спенсер Браун (George Spencer Brown) хорошо сказал об этом:
“Вкус пирожного, который невозможно передать словами, может быть сообщен читателю в форме набора инструкций, который называют рецептом. В музыке то же самое, композитор даже не пытается описывать тот набор звуков, который звучит в его голове, а тем более тот букет чувств, который расцветает под воздействием этих звуков, но он описывает набор инструкций, выполнив которые, читатель может получить воспроизведение того, что первоначально слышал композитор”. [4, с. 77]
Фрида Фромм-Райхман (Frieda Fromm-Reichman) однажды сказала:
“Люди приходят на терапию не за объяснениями, они приходят за опытом”.
Рецепт представляет собой надежный способ создания определенного опыта.