Элементы прощения
На пути к прощению лежат два основных процесса:
- Первый процесс заключается в поиске определенного мысленного преобразования, которое должен совершить данный человек, чтобы достичь состояния прощения. Он состоит в тщательном исследовании внутренних образов, звуков и т.п. и в сравнении способа представления человека, которого клиент уже простил, со способом представления человека, на которого он все еще сердится. Такое сравнение дает информацию о тех изменениях внутренних представлений, которые необходимо совершить для данного человека. Как только такая информация получена, изменения можно совершить за несколько минут.
- Вторая часть метода обычно занимает несколько больше времени: работа с возражениями, которые встречаются клиенту на пути к прощению. Эти возражения зачастую связаны с желанием защититься от возможных последствий достижения прощения: “Если я прощу его, обязательно произойдет что-нибудь плохое”. Я помирюсь с ним, а он опять обидит меня, и т.п. Возражения о последствиях необходимо улаживать посредством обучения клиента соответствующим способам защиты. “Если вы простите его, как вы сможете поддерживать в себе намерение сохранять самостоятельность и оставаться защищенным от будущих обид?
Другие возражения имеют отношение к значению прощения для самого клиента. “Если я прощу ее, это будет означать, что я слабый, что я смирился с тем, что она сделала со мной, и т.п.” При работе с такими возражениями необходимо изменить значение, которое придает клиент прощению, использовав для этого какой-нибудь вид рефрейминга. “Знаете, это далеко не слабость, ведь ваше прощение будет означать, что вы осуществили изменение, для которого требуется изрядная храбрость, сострадание и понимание, а на это способны немногие”.