- Первая позиция (Я сам). Когда я думаю о взаимодействии с другим человеком, я воспринимаю это взаимодействие со своей собственной точки зрения, глядя на ситуацию своими глазами и видя своего партнера напротив себя. Это такая позиция, в которой по мнению большинства мы пребываем постоянно.
Когда я нахожусь в этой позиции, я ощущаю все свои потребности и могу преследовать собственные интересы и цели.
Если же я нахожусь исключительно в первой позиции, я становлюсь похожим на маленького ребенка, таким же эгоцентричным, и потребности и желания других людей перестают для меня существовать.
- Позиция наблюдателя (третья позиция). Я могу также наблюдать за беседой между мной и моим собеседником со стороны, как будто я зритель, который следит за беседой двух незнакомых людей по телевизору. Находясь в этой позиции, я могу отстраненно наблюдать за происходящим между нами взаимодействием — последовательностью слов жестов и других внешних проявлений, которые обычно сопровождают общение. Когда я оказываюсь в этой позиции, я могу более отчетливо видеть свое собственное поведение, как будто я наблюдаю за другим человеком, а также видеть реакции каждого из нас, не прибегая к оценкам или суждениям.
Если же единственной позицией, в которой я пребываю, оказывается позицией наблюдателя, я становлюсь отстраненным и равнодушным, и жизнь утрачивает для меня всякий смысл, как для героя новеллы какого-нибудь автора-экзистенциалиста.
- Позиция собеседника (вторая позиция). Я воспринимаю взаимодействие, происходящее между нами, с точки зрения своего собеседника. Я становлюсь им и думаю о том, что значит быть этим человеком в этой ситуации, глядя на самого себя его глазами. Если я сделаю это достаточно аккуратно, я смогу уловить убеждения, взгляды, ценности, знания и жизненный путь этого человека, сделав их частью своих знаний и способностей.
Если я нахожусь в этой позиции, я могу достичь глубокого, детального, основанного на личных переживаниях понимания того, что переживает этот человек.
Если же я буду все время находиться в позиции другого человека, я буду жить ради другого, а не для себя, и жизнь моя превратится в сплошное самопожертвование, при котором потребности и желания другого человека будут стоять для меня на первом месте.