К счастью, Джон Мак-Виртер (John McWhirter) описал один удивительный и тонкий лингвистический прием, который показывает, как наш мозг может быть заранее настроен на то, чтобы реагировать тем или иным способом, и печально, что этот прием не был замечен раньше. “Определитель состояния” — это “комментарий”, наречие (в английском языке), которое вставляется в самом начале предложения или фразы и которое указывает на некоторое эмоциональное или когнитивное состояние, как, например, слова “к счастью” или “печально” в предыдущем предложении. Определитель состояния подготавливает мозг к тому или иному способу реагирования на последующие слова.
Чтобы испытать на себе этот эффект, подумайте о каком-нибудь обычном повествовательном предложении, например: “Зеленая трава блестит в солнечных лучах”, — или, — “Я сижу за столом”, — и представьте себе, что вы говорите это предложение самому себе...
А теперь представьте себе, что вы произносите то же самое предложение, но в самом его начале вставляете слово “печально”, и заметьте, как изменится ваша реакция...
После этого произнесите это же предложение, но предварите его словами “к счастью”, и снова обратите внимание на свою реакцию...
Определители состояния направляют ваше мышление, привлекая его к тем аспектам повествования, которые обозначаются этими определителями.
Представьте себе, во что могла бы превратиться ваша жизнь, если бы каждое свое предложение или мысль вы начинали словами “печально” или “к сожалению”. Это очень эффективный способ, позволяющий загнать себя в депрессивное состояние, и некоторые люди активно им пользуются! В противоположность этому, представьте себе, как изменилась бы ваша жизнь, если бы каждому предложению и мысли предшествовали слова “к счастью” или “к нашему удовольствию”. Это гораздо более подходящий выбор, и опять же некоторые люди этим активно пользуются.
Понятно, что вы могли бы почувствовать себя неконгруэнтно, вставляя слова “к счастью” в предложения, описывающие неприятные события, но приятно то, что существуют альтернативные возможности. Слова “печально” и “ к счастью” указывают на эмоциональные состояния, а многие эмоции являются оценочными, позитивными или негативными. Эти оценочные определители могут порой не соответствовать содержанию той или иной мысли или предложения.
Интересно отметить, что существуют эмоциональные состояния, отличающиеся от указанных и не имеющие негативных или неприятных особенностей. Любопытно, что соответствующие им определители указывают на такие состояния, как интерес, любопытство, внимание или понимание: “интересно”, “любопытно”, “удивительно”, “понятно” и т.п. Неприятное может оказаться столь же интересным, как и приятное, ведь состояние заинтересованности или удивления само по себе всегда вызывает позитивные, приятные эмоции. Наверно, вам никогда не приходилось слышать, чтобы кто-нибудь жаловался на свое любопытство. “О, вчера вечером меня разбирало такое любопытство, это было ужасно!”
Поскольку эти определители состояния удивительным образом оказываются никак не связанными с негативными состояниями, они являются действительно универсальными ресурсами, которые можно использовать практически в любых обстоятельствах. И поскольку состояние любопытства или интереса является прекрасным ресурсным состоянием для обучения и изменения, такого сорта определители состояния могут служить хорошим началом для понимания затруднений и дальнейшей работы с ними.
Например, подумайте о каком-нибудь событии или своем представлении, которые вы могли бы описать как проблему или затруднение, и сформулируйте не слишком сложное предложение, которое будет описывать это событие или представление, например: “Я терпеть не могу, когда люди не выполняют своих обещаний”. Произнесите его про себя и заметьте, как оно воспринимается изнутри...
А теперь произнесите то же самое предложение, но предварите его словом “интересно” или “любопытно”, или “понятно”, и обратите внимание на то, как это слово изменит ваше впечатление...
Большинство людей при этом испытывает тонкие, но очень глубокие изменения, поскольку внимание оказывается сосредоточенным не на неприятностях, связанных с проблемным событием, а на состоянии интереса и любопытства по поводу того, как это событие происходит, или на том, как его можно было бы понять, иначе говоря, возникает состояние внутренней готовности и стремления к обучению. Только представьте себе, как изменилась бы ваша жизнь, если бы каждое свое предложение или мысль вы начинали бы со слов “интересно” или “понятно”.
Это может оказаться очень полезным, когда вы используете “повторное проговаривание” (“backtrack”) в работе с клиентом. Когда клиент описывает проблему, вы можете возвращать ему его предложения, начиная их словами “понятно” или какими-нибудь другими определителями, связанными с любопытством и интересом, и следить за невербальными изменениями, которые будут указывать на то, что клиент начинает относиться к проблеме с меньшим напряжением и думать о ней более подходящим способом.
Одна очень важная особенность этих определителей состояния заключается в том, что они создают некий универсальный мир, который объединяет нас обоих. Совсем по-другому воспринимались бы слова: “Мне кажется это интересным”, — или, — “Вы не находите это интересным?” — в которых явно прослеживается разделение и различие между нами. Когда я говорю “интересно”, это устанавливает рамку, которая просто существует и воспринимается как само собой разумеющееся и которую мы воспринимаем оба без разделения на “твоё-моё”, как многие люди часто делают. Это устанавливает раппорт, потому что раппорт подразумевает наличие различий, между которыми этот раппорт перебрасывает мостики.
Удивительно, что на фоне состояний заинтересованности и любопытства многие “проблемы” просто исчезают, поскольку мое внимание переключается от неприятных представлений на исследование того, как эти “проблемы” формируются и функционируют и что я мог бы предпринять, чтобы их изменить. Даже в том случае, если они не исчезают полностью, в этом состоянии гораздо легче начинать движение к формированию новых представлений и поиску решений.
Интересно, что идея о том, что вся наша жизнь представляет собой школу, в которой каждый из нас учится и приобретает свой жизненный опыт, является очень старой идеей, которая является центральной во многих духовных практиках. Я не знаю, насколько она верна, но она задает какие-то новые мощные ориентиры в жизни в целом, и это делает жизнь гораздо более легкой и приятной, как для нас самих, так и для окружающих нас людей.