Еще одна идея, формирующая единый каркас, состоит в том, что все наши переживания представляют собой нескончаемую цепочку небольших событий, в которой одно событие довольно быстро сменяется другим. В действительности у нас нет никаких “переживаний” или “проблем”, или “решений”, на самом деле с нами происходят последовательности событий, некие процессы, одни из которых мы называем “переживанием”, другие “проблемой”, а третьи “решениями”. Когда человек говорит, что у него возникла “проблема” в “отношениях”, он выделяет в последовательности событий одно маленькое событие и начинает думать о нем так, как будто это некоторая фиксированная “вещь”. Когда я отвечаю такому человеку, что я понимаю, что в процессе его взаимодействия с другим человеком есть некоторые аспекты, которые ему не нравятся, мои слова звучат как приглашение к тому, чтобы начать думать об этих отношениях, как об изменяющемся процессе, а не как о чем-то фиксированном и неизменном.
Когда люди размышляют о “проблеме”, они обычно представляют себе ее в виде какой-нибудь неподвижной картинки. Простое предложение позволить этому застывшему образу превратиться в фильм об этом событии может оказать довольно глубокое воздействие, потому что оно поможет восстановить всю цепочку событий, в которой “проблема” является лишь незначительной частью. В этом фильме будет содержаться гораздо больше информации, чем в застывшей картинке, и зачастую эта дополнительная информация оказывается весьма полезной при поиске решения. И поскольку фильм уже и сам представляет собой нечто подвижное и изменяющееся, то в такое представление гораздо легче внести дополнительные полезные изменения, чем если бы это был застывший образ.
Дополнив идею объединения идеей превращения в процесс, мы начинаем понимать, что два события можно объединить в одном моменте времени либо последовательно, расположив их одно за другим. Таким образом, когда мы хотим изменить проблемные переживания человека и поставить на их место нечто более полезное и ресурсное, у нас есть три основных варианта объединения “проблемного состояния” с “ресурсным состоянием”. (Нам бы следовало сказать “процесс проблемы” (“probleming”) и “процесс ресурса” (“resourcing”), но такая фраза звучит слишком неуклюже, по крайней мере, на английском.) Мы можем объединить их в одном моменте времени либо добавить ресурсы последовательно — или непосредственно до проблемного события или сразу после него.
Каждый вариант имеет свои последствия, которые трудно передать словами, но легко почувствовать. В основном методе, известном под названием “изменение личностной истории”, мы закрепляем одним якорем проблемное состояние и другим — ресурсное состояние. В зависимости от того, в какое время мы будем включать каждый из якорей, мы можем вызвать эти два состояния одновременно, добившись их интеграцию, или мы можем создать последовательность, в которой ресурсное состояние либо предшествует, либо следует за проблемным состоянием.
Если ресурсное состояние следует за проблемным состоянием, человеку придется сначала пережить неприятные ощущения, связанные с проблемным состоянием, а затем почувствовать разрешение, вызванное появлением ресурсного состояния. И хотя такая последовательность даст необходимые результаты, этот метод трудно назвать элегантным, поскольку он заставляет человека повторно, пусть даже на короткое время, переживать неприятные ощущения.
Если же ресурсное состояние будет предшествовать появлению затруднительной ситуации, человек даже не успеет воспринять эту ситуацию как проблемную. На самом деле, это те самые чувства, которые каждый из нас переживает тысячу раз в день, даже не замечая этого. Каждый день мы сталкиваемся с мириадами задач — от того, чтобы достать ключи из кармана или завести машину, до разговора по телефону с другим человеком или чтения статьи, подобной той, которую вы читаете сейчас. Если только мы обладаем достаточным запасом необходимых поведенческих ресурсов для того, чтобы справиться с подобной ситуацией, мы не рассматриваем ее как проблему. Но если бы мы были маленькими детьми, большинство из этих задач превратилось бы для нас в неразрешимые проблемы. Формирование подходящих ресурсов до возникновения потенциальной проблемы оказывается гораздо более полезным и приятным подходом, чем обращение к ресурсам уже после того, как проблема возникла, и именно поэтому мы планируем вперед и учимся заранее, чтобы подготовить себя к тем вызовам, которые готовит нам жизнь.