Когда я спросил ее, есть ли у нее представление о том, как она создает это напряжение и дискомфорт, она ответила: “Нет”. Поскольку информация, которую я хотел от нее получить, оказалась скрытой в “подсознании”, я попросил ее мысленно снова вернуться в эту проблемную ситуацию, чтобы понять, что с ней тогда происходило:
“Подумайте об одной из тех ситуаций, когда с вами это происходило, и мысленно вернитесь в тот момент, когда вы еще только собирались встать и выйти к трибуне. Обратите внимание на то, что вы видели в этот момент, почувствуйте прикосновение к стулу, на котором тогда сидели, послушайте голоса, которые тогда звучали вокруг вас. И когда вы полностью вернетесь в это состояние, кивните мне”...
Когда она кивнула, я продолжил: “А теперь представьте себе, что вы встаете и выходите к тому месту, откуда будете выступать. И пока вы выполняете эти действия, обратите внимание на те переживания, которые вызывают это напряжение”...
Когда она начала мысленно выполнять эти действия, я заметил, как ее плечи начали подниматься, а в верхней части тела появилось напряжение. Когда же она заговорила, ее голос действительно оказался более высоким и резким, и по этим признакам я понял, что она на самом деле вновь переживает эту проблемную ситуацию. Когда она стала рассказывать о своих внутренних переживаниях, она смогла детально описать свое напряжение и ощущение дискомфорта, но у нее так и не появилось никакого представления о том, как они возникали. Мне необходимо было ей немного помочь.
“Закройте глаза и снова вернитесь в эту ситуацию в тот момент, когда вы стоите перед группой слушателей. И когда вы стоите перед ними, обратите внимание на любые слова, которые вы, быть может, произносите про себя, или на любые внутренние образы... Попробуйте посмотреть на своих слушателей и заметить, нет ли чего-нибудь необычного в том, как выглядят глаза и лица этих людей”. Поскольку мне уже приходилось работать с проявлениями страха перед публичным выступлением, я знаю, что нередко он возникает в результате представления, что слушатели на вас пристально смотрят, осуждают или не принимают, и наиболее отчетливо это проявляется обычно в том, как мы представляем себе их глаза или лица.
Через несколько мгновений Джоан слегка вздрогнула и произнесла: “О! Да у них у всех нарисованные глаза! И все эти пустые глаза уставились на меня безо всякого выражения!”
Если вы поставите себя на место Джоан и посмотрите в зал, полный нарисованных глаз, вам легко будет понять, как это вызывает в ней ощущение “отсутствия контакта” с аудиторией! Теперь, когда я знал, как она создавала свою проблему, на следующем шаге необходимо было заменить это состояние чем-нибудь более полезным.