“Когда вы стоите перед аудиторией, попробуйте заглянуть за эти нарисованные глаза, чтобы увидеть настоящие глаза людей, на которых вы смотрите. Начните с какого-нибудь одного человека, и когда вы сможете разглядеть его настоящие глаза, переведите свой взгляд на другого человека, чтобы увидеть и его глаза. Продолжайте, не торопясь, восстанавливать контакт глазами со всеми людьми в аудитории и после этого скажете мне, как это изменило ваше состояние”…
Пока Джоан занималась этим, ее плечи и верхняя часть тела значительно расслабились, и на лице появилась слабая улыбка. Примерно через полминуты она произнесла голосом, который был почти таким же низким, каким она разговаривала всегда: “Теперь гораздо лучше. Я вижу людей перед собой, и мне гораздо спокойнее. Но я все еще не чувствую контакта с ними”.
Когда я спросил ее, как она создает эти остаточные ощущения отсутствия контакта, она ответила медленно и задумчиво: “Это как-то связано с тем, что я нахожусь над ними. Даже если я не выхожу на сцену, я все равно стою, а они сидят, поэтому я в любом случае оказываюсь выше. Мне не нравится смотреть на людей сверху вниз. В этом случае мы не можем посмотреть друг другу глаза в глаза”.
Поскольку в будущем ей все равно придется выступать стоя и возвышаться над своими слушателями, мне необходимо было помочь ей найти способ чувствовать себя так, как будто она общается “глаза в глаза”, даже в том случае, когда реально она находится выше. Первый шаг в этом направлении состоял в том, чтобы убедить ее, что такое возможно.
“Джоан, вам приходилось когда-нибудь присутствовать на таком выступлении, на котором вы чувствовали, что выступавший говорил лично с вами, несмотря на то, что он находился на высокой трибуне?” Джоан ответила задумчиво: “Да, приходилось”.
“Хорошо, так что вы понимаете, что такое возможно. Я попрошу вас закрыть глаза и мысленно вернуться в такую ситуацию. Посмотрите, что делал этот оратор для того, чтобы установить такой личный контакт с каждым слушателем, несмотря на то, что физически он находился выше”.
Через некоторое время Джоан открыла глаза, улыбнулась и сказала: “Он смотрел на своих слушателей и улыбался, и некоторые люди тоже улыбались ему в ответ… Всякий раз, когда я выступаю перед аудиторией, я чувствую страх, и мое лицо оказывается слишком напряженным и натянутым, чтобы улыбаться”.
“Так. А теперь, когда вы чувствуете себя более комфортно, находясь перед аудиторией, вы ведь можете свободно улыбнуться людям? Попробуйте это сделать. Закройте глаза и представьте себе, что вы выходите перед аудиторией, чтобы произнести речь. Прежде чем начать, попробуйте улыбнуться и обратить внимание на тех людей, которые ответят вам улыбкой. Некоторые улыбнутся, а некоторые нет, но в любом случае это может послужить началом к тому, чтобы постепенно установить личный контакт со своими слушателями”.
Через некоторое время Джоан широко улыбнулась и сказала: “Это работает. Некоторые улыбнулись мне в ответ, и это позволило мне почувствовать, что у меня с ними есть контакт. Как это просто!” Наша задача заключалась не в том, чтобы заставить Джоан улыбаться, а в том, чтобы найти нечто такое, что поможет ей почувствовать контакт со своими слушателями, который она так хотела установить.
Этот сеанс с Джоан занял около пятнадцати минут. Несколько недель спустя Джоан сообщила нам, что на недавнем выступлении она чувствовала себя спокойной, расслабленной и у нее был контакт с аудиторией.