Как Бетти боялась публичных выступлений

Бетти тоже хотела избавиться от страха перед публичными выступлениями. “Я хочу чувствовать себя спокойно, когда провожу семинары или презентации”, — так звучал ее запрос.

“А что же мешает вам естественным образом оставаться спокойной во время выступления?” — спросил я. “То, что они знают больше меня”.

“Они знают больше вас?” — повторил я. — “Как же вам удается так много знать, что вы знаете даже это?” — спросил я, улыбаясь. Здесь я попробовал использовать ее собственный способ рассуждений, чтобы помочь ей осознать, что ее жалоба на самом деле является результатом ее собственных представлений, а не действительных знаний других людей. Но отношение Бетти не изменилось. “Не знаю”, — ответила она.

“Итак, вы представляете себе, что они знают больше вас”, — сказал я. Здесь Бетти столкнулась с интересной дилеммой. Либо она признает, что обладает знаниями, достаточными для того, чтобы понимать, что думают другие люди, либо ей придется допустить, что ее знаний недостаточно, чтобы судить о знаниях других людей. В любом случае ее предположение о том, что другие знают больше ее, скорее всего, станет немного менее обоснованным.

“Верно. И все уже было когда-то сказано, и ничего нового я не скажу”, — добавила Бетти.

“Вот как. Так вы одна из тех людей, которые ни за что не взялись бы писать книгу лишь по той причине, что все слова в нашем языке уже были когда-то сказаны?” Это сравнение доводит ее утверждение до абсурда, демонстрируя, как странно оно выглядело бы в другой ситуации.

“Да”, — Бетти реагирует весело, с улыбкой, не принимая мое замечание всерьез.

“Так это факт. Тогда что же вызывает у вас желание выступать, если все уже было когда-то сказано и все знают больше вас? Зачем же утруждать себя?” Здесь я исследую явное противоречие между ее мотивами, подталкивающими ее делать выступление, и ее предположением о том, что “все уже было когда-то сказано” и поэтому в ее выступлении нет никакого смысла.

“Хороший вопрос”, — ответила Бетти задумчиво. “Теперь я думаю, что я могу рассказать об этом по-своему, и что люди могут познакомиться с новым взглядом на эти вещи, даже если о них уже говорилось прежде”.

“То есть вы теперь понимаете, что возможность познакомиться с новым взглядом на вещи может оказаться полезным для слушателя. Теперь вы это знаете. Есть ли еще какие-нибудь вещи, которые вызывают у вас желание выступать перед людьми?”

“Если бы я была увлечена этим материалом, то это уже не имело бы никакого значения, потому что, когда у меня возникает эта увлеченность и внутренняя убежденность”…

“Что тогда не имело бы никакого значения?”

“То, что они знают больше меня и что все уже было когда-то сказано. Потому что в этом случае я просто получала бы удовольствие от выступления и чувствовала бы себя комфортно”.

Бетти осознаёт, как она могла бы себя чувствовать, если бы не боялась публичных выступлений, но до сих пор она явно не испытывала этих ощущений в подобных ситуациях. Она говорила о том, как все могло бы быть, а не о том, как все происходит на самом деле, поэтому нам необходимо было сделать еще несколько шагов.

“Звучит неплохо. Итак, если бы вы подумали о какой-нибудь конкретной группе слушателей, о чем они знают меньше, чем вы?” Бетти обычно думала лишь о том, что знают другие и чего не знает она. Этот вопрос предлагает ей задуматься над теми случаями, когда оказывается верным обратное — когда она знает больше, чем ее слушатели — для того, чтобы сделать более гибким ее мышление.

Несколько мгновений Бетти пребывала в задумчивости. “Они всё знают лучше меня”, — и она засмеялась, явно не вполне уверенная в том, о чем только что сказала.

“ВСЁ?” — передразнил я. “Послушайте, если уж вы так легко представляете себе, что другие люди знают так много, то вы должны так же легко представить себе и те случаи, когда вы знаете больше других”.

“Да, хорошо”. Бетти стала серьезной. “Я подумаю над ответом… Вот что мне пришло в голову: многие люди знают меньше меня о смысле своего существования, о своей самооценке и я-концепции”. В голосе Бетти угадывалось сомнение и не было полной уверенности.

“Таким образом, это та самая область, в которой у вас больше знаний, чем у других людей. Я заметил некоторое сомнение в вашем голосе… Не знаю, осознаете ли вы, что у каждого человека всегда есть такие области, в которых вы знаете больше других, точно так же, как и области, в которых вы знаете меньше других”…

Я с трудом удавалось раскачать ее рассуждения в стиле “либо всё, либо ничего”, поэтому я решил предпринять другой подход. “Позвольте вас спросить немного по-другому. Неужели вы думаете, что люди, пришедшие в аудиторию, настолько глупы, чтобы решить прийти на выступление, на котором они не предполагают услышать ничего нового для себя?” Вместо того, чтобы продолжать попытки изменить убеждение Бетти в том, что другие люди знают больше, я решил использовать это убеждение против ее страха перед выступлением.

Бетти рассмеялась, и я увидел довольно интенсивную физиологическую реакцию. Ее лицо вспыхнуло, а мышцы стали немного более мягкими и расслабленными, спокойными и все-таки оживленными. Такой физиологический сдвиг обычно является хорошим признаком того, произошли глубокие изменения в представлениях человека именно на подсознательном, а не на интеллектуальном уровне. “Отличная мысль! Спасибо вам. Спасибо. Это расставило все на свои места”, — Бетти говорила уверенно, и видно было, что она довольна результатом. “Я думаю, мне удастся это сохранить”.

После этого непродолжительного общения, которое длилось не более десяти минут, Бетти начала по-новому думать о своих публичных выступлениях. Важно понять, что это наше взаимодействие заключалось не в том, что я давал ей советы или пытался убедить ее в том, что она не права и должна думать по-другому. Мне удалось проникнуть в ее собственный внутренний мир и указать путь, на котором ее собственная логика и ее собственные убеждения помогли ей найти решение ее проблемы.

Твердое убеждение Бетти в том, что “люди такие умные”, дало мне основу для того, чтобы изменить ее мышление о собственных выступлениях. Поскольку люди такие умные, то, должно быть, они способны сами решить, смогут они узнать у Бетти что-нибудь новое для себя или нет, и Бетти может чувствовать себя более спокойно во время выступления. Для Бетти ничего не остается, кроме как изменить свое отношение к познаниям других людей, что в свою очередь помогает ей почувствовать себя более комфортно во время выступлений!

Этот пример показывает, как изменение точки зрения помогает человеку по-новому взглянуть на свою жизнь, и этот новый взгляд автоматически вызывает у него более приятные и полезные ощущения. После такой короткой беседы Бетти стала совершенно по-другому относиться к своим выступлениям, более энергично и уверенно, вместо того, чтобы каждый раз испытывать дискомфорт и неуверенность. И ее позитивные ощущения возникали не в результате приложения дополнительных усилий, они появлялись сами собой, так же автоматически, как и прежняя ее реакция, которая ей не нравилась.

Я хотел бы также отметить, что новый взгляд, который я предложил Бетти, не имеет ничего общего с “обманчивой самоуверенностью”, которая позволяет закрывать глаза на неадекватность собственного поведения. Если бы я заставил Бетти чувствовать уверенность вне зависимости от того, кто перед ней сидит, она бы научилась просто игнорировать реакции своих слушателей и не обращать внимания на окружающие обстоятельства.

Вместо этого я предложил ей идею, которой руководствуюсь сам, когда занимаюсь обучением. Я полагаю, что каждый человек, присутствующий на занятии, знает о чем-нибудь больше меня. А некоторые люди когда-нибудь будут знать больше меня и о том, чему я их учу. Это неизбежно, и это дает мне возможность научиться чему-нибудь новому у этих людей, отчего слушатели моих будущих семинаров только выиграют. Но я верю так же и тому, что эти люди достаточно умны, чтобы решить, хотят они учиться у меня или нет. И я могу доверять суждениям тех людей, которые приняли решение, что они будут учиться у меня и со мной, и придут на мой семинар.

По мере того, как мы все глубже и глубже погружались в изучение, применение и дальнейшее развитие НЛП, мы столкнулись с фактом, который оказался для нас сюрпризом и заключался в том, что те личностные изменения, которые мы совершали, обычно происходили довольно быстро, примерно как с Бетти. Это вовсе не означает, что мы можем полностью изменить себя за каких-нибудь десять минут. Порой нам требуется гораздо больше времени просто на то, чтобы собрать необходимую информацию и понять, что делать. И хотя Бетти оказалось достаточным одно изменение, порой человеку требуется осуществить два изменения в убеждениях или представлениях, а иногда пять или двадцать, чтобы добиться желаемых результатов.

НЛП предлагает множество средств, позволяющих понять, каким образом наше мышление создает ограничения, и множество средств, помогающих найти решение проблем. И если первое решение не приносит желательных результатов, мы замечаем это и движемся дальше в поисках других возможных решений.

Слово не заключает в себе никакой энергии ровно до тех пор, пока оно не зажигает или не высвечивает какой-нибудь образ. В слове самом по себе нет ничего. Я все время думаю вот о чем: “Как подобрать слова, которые зажгут образ в голове человека?” И тогда люди последуют за этим образом.

— Вирджиния Сатир

Hosted by uCoz