Спустя четыре года после того, как Эл и Шери перестали встречаться, мысли его по-прежнему были только с ней. Приблизительно через год после того, как они расстались, Эл вдруг услышал, что Шери собирается выйти замуж. Он немедленно отправился в городскую ратушу, чтобы найти ее заявление. Не найдя ее имени, он подумал: “Значит, не все еще потеряно”. С тех пор Эл редко встречался с девушками и, когда бы он ни проходил по бульвару Шеридан, из его уст всегда вырывалось ее имя — Шери.
Мы занялись изучением процесса печали в 1984 году и выработали метод эффективного утоления печали, основывающийся на поведении тех людей, которые спонтанно быстро утоляли печали, сами того не осознавая. Поскольку многие люди уже воспользовались этим методом, мы решили, что он поможет и Элу.
Для начала я попросил Эла подумать о Шери, а затем спросил его, как он это сделал. Он увидел ее в виде небольшой, застывшей картины, расположенной слегка вправо от него. “Картина настолько мрачная, что она меня угнетает. Мне не нравится смотреть на нее”.
— Что ты видишь на этой картине.
— Я вижу наш разрыв. В тот день мы виделись в последний раз.
Люди чаще всего вспоминают не хорошие, а плохие моменты, которые они пережили с любимым человеком. С одной стороны, это делает их тоску менее острой, а с другой стороны, это держит их на расстоянии от тех приятных чувств, которые они испытали с этим человеком. И это позволяет им преодолеть боль утраты.
— Попробуйте понять, что произойдет, если вы замените эту картину на другую, где вы запечатлены в какой-либо особо приятный вам момент...
— Сейчас это уже не производит такое гнетущее впечатление, но это влечет меня к ней еще больше. Это как раз то, что я хотел бы вернуть, — эти добрые времена.
Обычно люди именно так представляют человека, которого они потеряли: маленьким, далеким, недоступным. Именно это и вызывает чувство пустоты: вы видите этого человека, но он так далек от вас, что вы не способны вновь ощутить те приятные чувства, которые вы испытали, будучи с ним.
Затем я попросил Эла на время отодвинуть эту картину в сторону.
— Теперь подумайте о человеке, который уже ушел из вашей жизни, но при мысли о котором вы чувствуете себя хорошо. Вы ощущаете его присутствие или заполненность, но не пустоту. Как вы думаете об этом человеке?
Эл увидел своего старого институтского приятеля Фреда. Его образ возник слева от Эла, причем Эл увидел Фреда в полный рост и в движении. “Боже мой, я действительно чувствую себя лучше”, — сказал после этого Эл.
Чтобы убедиться, я должен был проверить,, что Эл действительно был полностью с этим человеком.
— Испытываете ли вы чувство, что Фред находится прямо здесь, в этой комнате? Способны ли вы ощутить, что значит быть с ним рядом даже после того, как он уже не составляет часть вашей жизни?
— Да, такое впечатление, что он в этой комнате. Мне только что удалось узнать, каким образом мозг у Эла кодирует восприятие того, кто уже “потерян”, но о ком у Эла сохранилось положительное ощущение “присутствия”. Картина была расположена в определенном месте, имела натуральную величину и двигалась. Все это послужит мне ключевой информацией, которая поможет Элу пережить потерю Шери.
— Не будете ли вы возражать, если я попрошу вас подумать точно так же о Шери. Я хочу, чтобы вы вновь испытали не пустоту депрессии, а те приятные чувства, которые сопровождали ваши встречи.
— Было бы здорово испытать эти приятные чувства, но не помешает ли это мне встречаться с другими женщинами?
— Это очень важный вопрос. Безусловно вы не захотите сидеть дома, наслаждаясь воспоминаниями о Шери. В действительности, когда мы закончим, вам наоборот захочется познакомиться с другими женщинами. Ведь ваши воспоминания о Фреде не помешали вам иметь других друзей, не так ли?
Эл согласился со мной.
— То, как вы думали о Шери, привязывало вас к ней, стояло у вас на пути, мешая познакомиться с другими женщинами. Данный процесс поможет вам вернуть приятные чувства, которые вы испытали, общаясь с Шери, и которые вы только что испытали, думая о Фреде, Это были ваши приятные воспоминания, и вы заслуживаете их больше, чем тоску и пустоту, которую вы испытываете в данный момент. Но самое важное состоит в том, что мы позднее воспользуемся этими приятными воспоминаниями. Они послужат нам путеводителем, дав нам знать,, какие отношения вы хотите построить с женщиной в будущем.
— Да, это звучит неплохо, — сказал Эл, согласившись продолжать, но еще по-прежнему сомневаясь, что это может что-нибудь изменить.
— Хорошо. Сначала я хочу, чтобы вы подумали об одном самом приятном моменте, который был у вас с Шери, когда все шло хорошо... Затем я хочу, чтобы вы увидели её в полный рост и в движении слева от вас, в том же самом месте, где вы только что видели Фреда. Вы можете думать о ней точно так же, как вы думали о
Фреде, как если бы она была здесь, в комнате, вместе с вами.
Эл заулыбался, расслабился. Было очевидно, что он чувствует себя намного лучше.
— Мне так хорошо, я давно не чувствовал себя так... Я действительно чувствую себя совершенно иначе, думая о ней.
— Даже несмотря на то, что вы потеряли возможность видеть Шери, вы по-прежнему можете испытывать эти приятные чувства.
Дальнейшая проверка показала, что Эл отныне может спокойно говорить и думать о Шери. Его сознание перенесло ее в совершенно другую категорию: из людей, о которых нужно печалиться, к людям, о которых приятно вспоминать. НЛП позволяет нам проникнуть в процесс кодирования нашим мозгом переживаний, а это, в свою очередь, позволяет нам добиться таких удивительно быстрых изменений.
Можно было бы остановиться на достигнутом: Эл научился заменять ощущение пустоты на теплые чувства любви и нежности в своих воспоминаниях о Шери.
Однако, если Эл захочет создать новые отношения с новой женщиной, он, возможно, постарается полностью повторить свой опыт с Шери. В романе “Лолита” сорокалетний мужчина старается найти женщину, которая бы в точности соответствовала тринадцатилетней девочке, которую он любил четверть века тому назад. Вы не можете найти замену человеку, которого вы потеряли, но вы можете построить новые отношения, которые сохранят многие из тех ценных качеств, которые были свойственны вашим отношениям с человеком, которого нет больше с вами.
Следующий шаг поможет Элу извлечь пользу из его прошлых отношении с Шери. Он станет гарантией того, что Эл воспользуется своим прошлым опытом для построения новых любовных отношений. Именно так поступают люди, быстро оправившиеся после трагических потерь.
— Сейчас я хочу, чтобы вы закрыли глаза и вновь увидели приятные моменты, которые были у вас с Шери. Не обращайте внимания на плохое, оно не имеет для вас значения. Когда вы сделаете это, я хочу, чтобы вы подумали о тех ценностях, которые были свойственны вашим отношениям. У разных людей разные ценности. Для одних — это теплота и интимность, для других — это просто дружба. Одни ценят спонтанность и разнообразие, другие — постоянство и взаимозависимость. Кто-то может ценить юмор, ум, миловидность, а кто-то отмечает, что его взаимоотношения помогли ему лучше оценить себя, и именно это они ценят больше всего...
Когда вы определите, что создавало ценность ваших отношений с Шери, поместите это на отдельной картине ' в другом месте. Эта картина может быть более абстрактной, изображения могут быть символическими, но она сохранит саму суть тех особых переживаний, которые вы испытали, общаясь с Шери...
— Я вижу теплый, белый свет, который проникает во все, к чему он прикасается, — прокомментировал Эл.
— Великолепно. Теперь совершенно в другом месте представьте то, что из этих ценностей вы могли бы перенести в будущее. Каким образом те же самые ценности могут быть удовлетворены другим человеком? Возможно, что картина будет смутной и нечеткой, ведь вы не знаете, кого вы встретите в будущем, но на этой картине вы заметите все тот же белый свет. Представление о том, каким образом вы можете ощутить те же самые ценности с другим человеком, направит ваше внимание на поиск других женщин, на открытие того, какие отношения вы могли бы построить с каждой из них...
— Я вижу эту картину. Это наполняет меня надеждой.
— Теперь возьмите эту картину и размножьте ее, как если бы это была колода карт. При этом каждый раз каждую карту поворачивайте немного иначе, но сохраняя при этом все тот же теплый и белый свет и суть тех отношений, которые вы хотели бы при этом построить...
— Когда вы получите множество картин, представьте, что вы бросаете их в будущее. При этом они рассеиваются повсюду в будущем, одни ближе, другие дальше. После того как вы это сделаете, вы сможете видеть теплый белый свет каждой из них, мерцающий, как маленькая звезда...
— Забавно, но я действительно могу видеть их мерцание.
— Великолепно. Теперь вновь подумайте о Шери так, как вы обычно это делали. Представьте маленькую темную картину. Ощущаете ли вы вновь чувство пустоты?..
— Я не могу, у меня не получается это, как раньше. Я вижу ее на мгновенье, а затем я вновь думаю о тех мерцающих огоньках в будущем.
Все занятие заняло у меня около двадцати минут.