Снова и снова мы находим полезным процесс пересмотра старых методов и идей и попытки проникнуть в их более тонкую структуру, опираясь на новые идеи, исследовать их более тщательно и составить более полезное их описание.
В середине 80-х мы разработали простой метод создания части я-концепции, когда человек не имел возможности сделать обобщение относительно своего поведения. В то время мы четко осознали, что, если у человека уже сложилась негативная я-концепция об этом же классе поведения, то создание новой структуры либо натолкнется на серьезные трудности, либо ввергнет человека в конфликт. Тем не менее, то, что мы разработали, действовало весьма успешно, если только у человека не было к тому времени негативных убеждений о самом себе.
В последние годы я вернулся к исследованию механизмов функционирования я-концепции (и более простой, но чаще неправильно понимаемой “самооценки”) и моделировал весь процесс, с помощью которого люди создают представления о самих себе. Поскольку я-концепция представляет собой рекурсивный процесс, который описывает самого себя и действует на протяжении длительного времени, и кроме того является сильным обобщением, изменения я-концепции оказываются всеобъемлющими и мощными. Вместо пошагового добавления к я-концепции новых элементов, изменение я-концепции приводит к более глубоким и масштабным изменениям, из которых легко могут быть построены все необходимые приложения. В процессе этого моделирования было сделано несколько весьма интересных открытий.
Первое открытие заключается в том, что существует несколько процессов, которые делают две вещи одновременно:
Я ожидал обнаружить два процесса, компенсирующих друг друга и создающих равновесие: один, обеспечивающий равновесие, и второй, обеспечивающий восприимчивость к обратной связи. Не могу выразить вам свое удивление и радость, когда я обнаружил, что мои ожидания были ошибочными и что один и тот же процесс выполнял двойную функцию, выполняя и ту и другую задачу одновременно.
Один из этих процессов (что меня сильно удивило) состоит во включении контрпримеров в базу данных я-концепции. Вместо того, чтобы ослаблять я-концепцию, подходящим образом представленные контрпримеры только усиливали ее подобно тому как небольшие добавки делают сталь значительно более прочной, чем чистое железо. Те же самые контрпримеры служат также теми образцами, которые заостряют наше внимание на тех ошибках, которые мы совершили в прошлом, повышая вероятность того, что мы заметим, если будем повторять ту же ошибку в будущем. Это только один из примеров двойной природы этих механизмов, которые одновременно делают я-концепцию и более сильной и более восприимчивой к обратной связи.
За этим последовали еще два открытия, позволившие понять механизм лежащей в основе я-концепции “проекции” и ее более суровой формы — паранойи, механизма, признанного сто лет назад, но до сих пор не имевшего более или менее удовлетворительного описания механизма его действия и методов его изменения.
Еще одно ценное открытие, которое возникло в результате этих исследований, состоит в фундаментальной структуре того, что называют “эго” или “самомнение”. Чрезмерное внимание к собственной персоне отделяет нас как от окружающих, так и от элементов нашего собственного опыта и приводит к закрытости по отношению к обратной связи и к полезным изменениям. И это явление было известно на протяжении тысячелетий и особенно интересовало религиозных деятелей. Но поняв механизм, лежащий в его основе, мы можем работать с ним непосредственно и достигать быстрых изменений. К сожалению, люди, которые больше всего нуждаются в такого рода изменениях, скорее всего, не захотят этим заниматься. Зачастую муж или кто-то другой приходит к терапевту лишь потому, что его мучают последствия такого поведения.