Осуждение

Недавно я вернулся к методам избавления от горя утраты и достижения прощения, потому что эти методы имеют широкий спектр приложений к неизбежным проблемам каждодневной жизни. Каждый из нас изо дня в день переживает утраты (как внешние, так и внутренние) и фрустрации по поводу наших целей и ценностей. Умение справляться с утратами и прощать тех, кто обидел вас, всегда было в центре внимания различных религиозных течений и было неотъемлемой чертой многочисленных святых и мудрецов на протяжении тысячелетий. По этой причине я назвал эту область исследований “практической духовностью”. Умение справляться с этими обязательными элементами нашей жизни легко и изящно, превратив само это умение в постоянное качество своей личности, кажется вполне достойной целью даже для такого атеиста и агностика, как я.

Суждение (Judgement) о нашем опыте “хороший” он или “плохой” — еще один элемент, волнующий многие религиозные течения. (В английском языке слово judgement имеет еще и другой смысл — рассудительность, здравомыслие.) Вообще говоря, религиозные деятели были против осуждения, но следовавшие за этим писания обычно оказывались переполненными этим самым осуждением. Формирование суждения о своем опыте (или о самом себе) как о “хорошем” или “плохом” (вместо того, чтобы отметить свою реакцию — нравится или не нравится и т.п.) переводит нас на метауровень, добавляя еще один уровень сложности, который затрудняет, а не облегчает, процесс поиска решения.

Одно дело — заметить, что нам не нравится что-нибудь, но осуждение отвлекает наше внимание от самой проблемы, заставляя нас думать о том, хорошо это или плохо, отделяя нас от наших непосредственных переживаний и создавая малоинформативный контекст для поиска выхода из возникших проблем. Осуждение — первый шаг на пути, вымощенном нетерпимостью и отвержением, а их крайними проявлениями являются жестокость и убийство. Оглянитесь вокруг и везде, где вы увидите жестокость и убийство, там же вы найдете и осуждение.

Предпочтение является хорошим контрпримером к осуждению, потому что предпочтение тоже выражает наши ценности, но в гораздо более полезной форме. В отличие от абсолютного, универсального, дискретного обобщения, каким является осуждение, предпочтение представляет собой сенсорное отличие, сделанное конкретным человеком в определенном состоянии, контексте, ситуации и т.п., и наполнившее это состояние дополнительной информацией, которая может пригодиться при поиске решения. На недавнем семинаре по моделированию я предложил участникам выявить различия между осуждением и предпочтением и разработать метод преобразования осуждения в предпочтение. Я приглашаю заинтересованных читателей самостоятельно исследовать эту область и сделать интересные открытия.

Hosted by uCoz