Неосознанное освоение выполняется неявно и неосознанно на первом шаге моделирования. При аналитическом моделировании первым шагом является расшифровка, которая выполняется явно и осознанно.
Поскольку в любом поведении и акте общения содержатся как осознаваемые, так и неосознаваемые компоненты, и даже в том случае, если моделирование выполняется “осознанно”, в нем будет присутствовать множество неосознаваемых элементов, а неосознанное освоение будет так же содержать в себе некоторые осознаваемые элементы. Как отмечают Сент-Клер и Гриндер: “Эти две крайности определяют целый континуум возможностей”. Сент-Клер и Гриндер предлагают считать более важным неосознанное освоение, потому что оно не навязывает моделисту необходимость явной расшифровки модели.
Существенное различие между результатами процесса НЛП-моделирования и аналитического моделирования заключается в различии относительных вкладов модели и моделиста в окончательный результат работы.
Это различие сводится главным образом к степени влияния перцептуальных и аналитических категорий моделиста на процесс моделирования: в случае НЛП-моделирования такое влияние оказывается минимальным, а в случае аналитического моделирования это влияние оказывается максимальным. [6, с. 3]
Во-первых, это утверждение вроде бы подразумевает, что в неосознаваемом не содержатся “перцептуальные и аналитические категории”. Мне кажется, гипноз и эксперименты дают достаточное количество примеров того, что в неосознаваемом все это содержится, и что они могут быть, по крайней мере, столь же неосознанными, как и осознанными. Так что даже “минимальное влияние” со стороны моделиста в процессе неосознанного освоения будет весьма существенным.
Во-вторых, любое влияние станет явным и легко различимым в результате моделирования: поведение человека, осваивающего поведение модели, будет отличаться от поведения самой модели.
В-третьих, любое “влияние” может либо приносить пользу, либо вред. Если моделист ухудшает то, что делает эксперт, выбранный для моделирования (оказывая осознанное или неосознанное влияние), то человек, осваивающий моделируемое поведение, не сможет в полной мере воспроизвести результаты, которые достигались экспертом.
С другой стороны, если поведение человека, осваивающего моделируемое поведение, оказывается таким же или даже более эффективным, чем у эксперта, мы можем заключить, что влияние моделиста либо не повлияло на результат, либо привело к его улучшению. Если представления моделиста улучшают моделируемое поведение, то это проявится в результатах обучения этой модели других людей. В любом случае, влияние любых представлений обязательно проявится в результатах, и процесс формирования модели не будет иметь значения лишь до тех пор, пока мы на эксперименте не покажем, что одно поведение лучше другого.
Описание, предложенное Сент-Клер и Гриндером, подразумевает также, что одного эксперта вполне достаточно для разработки модели. Неосознанное освоение ограничено воспроизведением того, что умеет делать эксперт, но обычно это не самый оптимальный вариант поведения. Как бы хорошо эксперт ни справлялся с той или иной задачей, в его поведении почти всегда можно найти такие особенности или шаги, которые оказываются избыточными, бесполезными или даже вредными с точки зрения применения моделируемого поведения. Различные эксперты отличаются друг от друга тем, как они справляются с одной и той же задачей, и у каждого эксперта вы найдете такие элементы и особенности, которые будут отличать его от других экспертов. Одни элементы будут повышать эффективность моделируемого поведения, в то время как другие будут снижать ее или вообще не оказывать на нее никакого влияния.
Если используется один единственный эксперт, неосознанное освоение ограничивается воспроизведением особенностей поведения данного эксперта и его способа достижения результатов. В результате вы усвоите все те его особенности, которые окажутся бесполезными, и не будете обладать теми позитивными элементами, которые можно было бы включить в модель, благодаря моделированию поведения других экспертов. Когда неосознаваемая модель позже будет расшифрована и превращена в явную и осознаваемую модель, все эти недостатки моделируемого поведения будут скопированы в эту модель.
Вдобавок к этому, неосознанное освоение ограничено теми ситуациями, в которых имеется эксперт, который уже развил в себе соответствующий навык. Оно не может быть использовано для разработки моделей такого поведения, которым еще никто не овладел. Чтобы открыть путь к совершенно новым возможностям, необходимо использовать другие методы моделирования, основанные на накопленных знаниях и известных принципах, либо действовать как-нибудь по-другому.
Заметьте, что во всех описанных выше альтернативных вариантах единственным критерием, полезным для оценки эффективности модели, является результат — тот результат, к которому приводит применение модели (о чем Сент-Клер и Гриндер и говорили четыре года назад).
Это приводит нас к рассмотрению второго процесса — процесса воспроизведения.