Обычно та или иная область знаний развивается чередованием прорывов в технологии и методологии. Чаще всего все начинается со случайного или интуитивного открытия какой-нибудь примитивной технологии. Затем кто-нибудь начинает смотреть на эти технологии, находить между ними какое-то сходство, делать какие-то обобщения, зачастую описывая их с помощью каких-нибудь метафор. Если эти обобщения оказываются полезными, обычно они приводят к открытию других технологий, которые могут быть разработаны на базе других процессов, материалов и результатов. Эти новые технологии и знания, полученные в результате их применения и проверки, в свою очередь формируют представления о новой методологии — о новых способах мышления о технологиях. Таким образом, методология находится на более высоком, более общем логическом уровне обобщения, чем технология.
Эволюционное развитие методологии и технологии часто приводит к формированию таких представлений, которые казалось бы не согласуются друг с другом. Так было в физике, пока ученые не поняли, что свет (и оптические явления) можно описать как часть спектра электромагнитных волн, так происходит и сейчас, когда физики пытаются понять связь между радиацией и электромагнитным излучением.
В НЛП существует ряд моделей: якоря, рефрейминг, репрезентативные системы, стратегии, субмодальности, “части личности”, позиции восприятия и т.п., и порой не совсем понятно, например, каким образом субмодальности формируют часть личности, каким образом часть личности проявляет себя в стратегии или как рефрейминг можно представить себе как якорь. По мере развития этих идей, связи между ними будут становиться более понятными и очевидными.