Эпистемология

Эпистемология изучает то, как мы знаем. Мой полный словарь Вебстера определяет слово эпистемология, как “теорию или науку, которая исследует происхождение, природу, методы и границы знаний”. В любой модели в неявном виде скрыта эпистемология как на уровне технологии, так и на уровне методологии.

Некоторые эпистемологии достаточно просты, они опираются на определенные авторитеты, в качестве которых могут выступать люди, книги и другие источники, из которых модель возникла. Большинство таких эпистемологий не допускают независимой проверки состоятельности модели, и обычно такие методологии не претерпевают значительных изменений на протяжении длительных периодов времени. Базовые принципы астрологии, например, оставались практически неизменными на протяжении нескольких тысячелетий, и в наши дни счастливые обладатели таинственных знаний, рожденных в смешении различных методологий, технологий и эпистемологий, продолжают определять судьбу, вычисляя положение планет в определенные моменты времени.

В противоположность этому научный метод включает в себя строгую процедуру проверки и пересмотра методологии, явное признание неопределенности, присущей любому знанию, и проверку этого знания. Как писал Ганс Вайхингер (Hans Vaihinger) в своей книге “Философия “как будто” (The Philosophy of "As If"): “Истина — это всего лишь наиболее целесообразное заблуждение”. Вторя ему, Ричард Бендлер сказал: “Все, что мы говорим вам, ложь, но ложь очень полезная”. Это положение эпистемологии науки по существу утверждает следующее: “Мне неважно, “истина” это или нет, мне важно, чтобы это утверждение было достаточно верным, чтобы из него можно было сделать предположения об окружающем мире, которые окажутся полезными на практике”. Еще точнее эту идею передает стихотворение:

Not truth, nor certainty. These I forswore
In my novitiate, as young men called
To holy orders must abjure the world.
"If..., then...," this only I assert;
And my successes are but pretty chains
Linking twin doubts, for it is vain to ask
If what I postulate be justified,
Or what I prove possess the stamp of fact.

Yet bridges stand, and men no longer crawl
In two dimensions.And such triumphs stem
In no small measure from the power this game,
Played with the thrice-attenuated shades
Of things, has over their originals.
How frail the wand, but how profound the spell!

В этой эпистемологии, названной Карлом Поппером (Karl Popper) радикальным эмпиризмом, “истина” является относительной, аналоговой и функциональной, а не абсолютной и дискретной, и оценивается степенью полезности полученного с ее помощью знания.

В целом у каждой модели можно выделить три уровня (явно или неявно):

  1. Эпистемология, набор методов формирования и проверки знаний.
  2. Методология, формулировка самого знания.
  3. Технология, конкретные приложения знаний, направленные на достижение определенной цели в определенной ситуации.
Hosted by uCoz