Один из способов описания большей части несчастий может заключаться в том, что у нас развивается “туннельное видение”: узкая фокусировка на проблеме и полное игнорирование всего, что ее окружает. Кроме того мы довольно часто извлекаем проблемные ситуации из естественного потока событий, изолируя их от предшествующих и последующих событий. И хотя такая концентрация может быть полезной — ведь она позволяет тщательно изучить ситуацию, прежде чем принять решение о предпринимаемых действиях — узкий взгляд оставляет за рамками нашего рассмотрения большую часть информации, необходимой для поиска решения. “Посмотреть на проблему широко” означает увидеть ее во всех ее взаимосвязях, и то же самое касается наших представлений о самих себе.
Существует множество способов расширения перспективы. Простое раздвижение рамок и включение в поле зрения большего количества деталей, совпавших по времени с проблемным событием, создает перспективу, которая в буквальном смысле шире и масштабнее и дает возможность увидеть “большую панораму”, содержащую гораздо больше информации. Будучи представленной в более широком контексте, проблема обычно выглядит более мелкой и легко разрешимой, а дополнительная информация, попавшая в поле зрения, может указать путь решения. Подобное расширение поля зрения является довольно распространенным приемом в мультфильмах. Обычно серия мелких картинок создает загадочное или запутанное представление о ситуации, а показанная в конце общая картина добавляет что-то новое и разрешает загадку и вносит смысл в показанный до этого видеоряд, или резко его изменяет. Иногда последний кадр просто привлекает внимание к детали, которая уже присутствовала в нем, но могла быть легко проигнорирована.
Поскольку смена кадров в мультфильме демонстрирует развитие событий во времени, это наводит на мысль о том, каким еще способом мы могли бы расширить свой обзор: путем превращения неподвижных картинок в фильмы, которые показывают изменение ситуации на протяжении времени. Расширение поля зрения в пространстве и во времени представляет собой достаточно простой, но в то же время весьма мощный прием, являющийся важной составляющей многих эффективных методов изменения.
Простая диссоциация, выход за рамки проблемы, позволяет вам увидеть себя со стороны во взаимосвязи с вашим окружением. Диссоциация помогает вам увидеть ситуацию извне, переводя вас в позицию любопытного, возможно, сочувствующего, но эмоционально спокойного наблюдателя. Переход в позицию другого участника этой же ситуации предоставляет возможность увидеть ситуацию глазами этого человека и получить совсем другое представление и новую информацию.
Рассмотрение двух разделенных во времени событий во взаимосвязи друг с другом формирует еще один вид перспективы. Всякий раз, когда мы терпим неприятности в настоящем ради того, чтобы достичь желанной цели в будущем, мы видим, каким образом наши действия в настоящем связаны с будущим результатом, создавая последовательную перспективу. Такой вид перспективы создает у нас представление об одновременности и о связи двух событий, которые в действительности происходят в различные моменты времени. Переедающие люди или люди, употребляющие наркотики или другие виды мгновенного удовольствия, обычно не видят связи между их текущими действиями и долговременными последствиями. Их можно научить “видеть дальше”, чтобы помочь им избавиться от привычек, которые могут быть приятными сейчас, но приносят неприятности позже. Та же самая перспектива могла бы помочь им проявлять большее упорство в тех занятиях, которые, будучи не очень приятными, оказываются весьма полезными в достижении приятных целей.
Конечно, во многих ситуациях может оказаться очень полезной и узкая перспектива, концентрирующая ваше внимание и удаляющая из поля зрения не имеющие отношения к делу интересы, детали, события и информацию. Когда вы хотите сосредоточиться на решении отдельной задачи или просто на каких-нибудь приятных переживаниях, более широкая перспектива будет только отвлекать ваше внимание. Любой навык оказывается полезным в определенное время и в определенном месте, и любой навык превращается в ограничение, если у вас не остается выбора, применять его или нет в конкретной ситуации.
Джон Мак-Виртер (John McWhirter) описал характеристики одновременной перспективы (simultaneous perspective), которая может служить основой для построения здоровой я-концепции и имеет массу других полезных приложений.