Я хотел бы продемонстрировать, как этот прием работает в визуальной системе, и для этого мне нужен партнер, у которого есть образ, который как-то его беспокоит. Мне не нужна информация о содержании этого образа, вы можете оставить ее себе. (Майк поднимается со своего места.) Итак, Майк, у вас есть образ, который до сих пор смущает вас, когда вы о нем думаете, так? Попробуйте подумать о нем прямо сейчас, чтобы убедиться в том, что он все еще беспокоит вас... (Дыхание Майка становится более прерывистым, а тело застывает.)
Майк: Да. Не слишком сильно, но беспокоит.
Возьмите этот образ и просто перенесите его куда-нибудь подальше. А сейчас я хотел бы, чтобы вы вспомнили по очереди о четырех ресурсных ситуациях, которые на ваш взгляд могли бы оказаться весьма полезными в связи с тем образом, который до сих пор беспокоит вас. И я предлагаю вашему подсознанию принять активное участие в этом процессе отбора ситуаций. Мне бы хотелось, чтобы для каждой из этих четырех ситуаций вы создали образ, который в полной мере отражал бы каждую из них. Когда у вас появятся все четыре образа, дайте мне знак... (Майк кивает.)
Теперь возьмите эти образы и сделайте их 18 дюймов (45 сантиметров) высотой и 18 дюймов шириной, а затем расположите их так, чтобы вы могли видеть все четыре образа одновременно, превратив их в большой коллаж, расположенный перед вами на расстоянии трех футов (1,2 метра). Некоторые люди представляют себе, что прикрепляют эти образы с помощью липучки и слышат тот слабый звук, который издает липучка, когда ее с размаху прилепляют к стене, и от этого у них возникает ощущение, что картины закреплены. Когда все четыре образа окажутся закрепленными на своих местах, немного труднее будет разглядеть детали на каждой из них, но вы все равно будете знать, что именно на них изображено. Потратьте столько времени, сколько необходимо для того, чтобы установить свои картины, и дайте мне знак, когда будете готовы... (Майк кивает.)
Отлично. Теперь оставьте этот коллаж и возьмите тот образ, с которого мы начали и который вас до сих пор беспокоит, и поместите его прямо в центр этого коллажа, чтобы он перекрывал своими краями обращенные к центру коллажа углы всех четырех ресурсных картин. Возможно, вам придется немного подогнать размеры неприятного образа, чтобы он поместился в центре коллажа и стал его частью, не загораживая собою большую часть остальных четырех картин. А теперь отметьте, как вы воспринимаете беспокоивший вас прежде образ в этом новом контексте...
Майк: Это “разрядило” его.
То есть ослабли вызываемые им ощущения, так? (Майк: Да.) Снизилась интенсивность, сила ощущений. Изменилось ли при этом качество, характер вашей реакции?
Майк: Мне кажется, вместо простого реагирования у меня возникло понимание.
Когда у вас возникает понимание, оно чаще всего указывает путь к решению, так что вы сможете увидеть выход из своей ситуации.
Майк: Да. Я уже обдумывал решения. Меня беспокоила прежде всего интенсивность моей реакции на эту ситуацию.
Стало быть новая реакция для вас более комфортна. Облегчает ли это поиск решения? (Майк: Да.)
Есть ли у вас вопросы, которые вы хотели бы задать Майку? А у вас, Майк, конечно же, есть право не отвечать на вопросы, если вам этого не хочется.
Анна: Вы сказали, что уже обдумывали способы разрешения этой ситуации?
Майк: Да, я уже думал над решением, и я знал, что оно существует. Меня больше всего беспокоило то, что моя реакция на эту ситуацию была подобна грому. “Почему я так сильно реагирую на это? Определенно, я могу найти решение, но что же тогда происходит?”
Фред: Вы вспомнили четыре различные ситуации или четыре состояния?
Майк: Я восстановил образы четырех различных ситуаций из своего прошлого.
Фред, я думаю, ваш вопрос на самом деле предназначался мне, и я хотел бы воспользоваться возможностью и отметить один момент, который на мой взгляд имеет важное значение для всего, что мы делаем. В моем понимании внутренние образы вызывают то, что вы могли бы назвать состоянием. Если бы я попросил вас перейти в какое-нибудь состояние, например, “возбуждение”, как бы вы это сделали? Многие люди начинают вспоминать конкретные ситуации, в которых они в той или иной степени испытывали возбуждение. Слово “возбуждение” — довольно общее понятие, которое можно применить к широкому спектру различных ощущений, возникающих в самых разнообразных ситуациях. Многие виды терапии и методы психологического воздействия опираются на подобного рода общие понятия, и это сильно затрудняет процесс выделения конкретной реакции, который служит первым шагом на пути к изменению в поведении. Когда вы рассуждаете на общие темы, в результате может возникнуть только общее понимание, которое обычно не приводит к изменению реакции. Примером может служить так называемое “понимание умом”.
Рассмотрим простейший пример. Я предлагаю вам прямо сейчас выделить слюну, сфокусировав свое внимание на полости рта... Для большинства людей это довольно сложная задача, потому что “слюноотделение” — это просто слово, не вызывающее соответствующей реакции. Слюноотделение возникает гораздо быстрее, если вы живо представите себе свеженадрезанный, истекающий соком ярко-желтый лимон, а затем мысленно поднесете половинку лимона к своему рту и выдавите немного сока, ощутив его вкус и свежий запах. С помощью воображения можно вызвать реакцию, которая обычно является подсознательной и не может быть вызвана одним только словом “слюноотделение”. Аналогично этому процесс формирования зрительной перспективы является главным образом сознательным процессом, но получаемая вами реакция является подсознательной и спонтанной.
Салли: Майк, а изменились ли субмодальности проблемного образа?
Майк: Да. Он стал более тусклым, цвета поблекли, а в целом он стал менее интенсивным.
Хороший вопрос. Мы научились здесь одному очень простому способу использования одновременной перспективы в визуальной системе, когда мы собираем различные ситуации вместе и располагаем их определенным образом. Спасибо, Майк. А вот краткое описание этого очень простого приема.