Далее я хотел бы продемонстрировать тот же самый прием в аудиальной системе применительно к проблемному голосу, а не образу. И снова мне не нужно знать содержание. Это может быть ваш собственный голос или голос другого человека, или же это может быть какой-нибудь звук, в котором невозможно выделить слова. (Встает Тим.) Тим, я прошу вас прислушаться к этому голосу и проверить, действительно ли он беспокоит вас до сих пор...
Тим: (Смотрит вверх, затем вниз и влево и хмурится.) Да, определенно беспокоит.
Такое впечатление, что вы сначала увидели картинку, а затем уже услышали голос. Это так? (Тим: Да.) Хорошо, но мы все равно можем ограничиться только голосом. Это ваш собственный голос или голос другого человека? (Тим: Это мой голос.) То есть вы говорите сами с собой. Откуда звучит этот голос?
Тим: Из-за головы, немного справа.
Так. Теперь пусть этот голос отправится туда, где располагаются голоса, когда вы не слушаете их, а вы вспомните четыре ситуации из своей жизни, когда ваш голос служил вам серьезным ресурсом. (Если бы Тима беспокоил чужой голос, а не собственный, я попросил бы его вспомнить четыре голоса, принадлежащих другим людям.) Вспомните их один за другим и прислушайтесь к тому, что они говорят, к интонации, и не останавливайтесь, пока у вас не появится четыре таких голоса... (Тим кивает.) Теперь расположите эти четыре голоса вокруг своей головы, более-менее равномерно распределив их в пространстве так, чтобы они располагались удобно для вас, например, один перед вами, второй сзади, и еще два по бокам. Как и в случае с визуальными образами, если все четыре голоса заговорят вместе, будет довольно трудно различить, о чем говорит каждый из них, но вы все равно будете различать интонации и знать примерно, о чем они говорят. Дайте мне знак, когда все четыре голоса разместятся по своим местам и начнут говорить... (Тим кивает.) Хорошо. Теперь верните проблемный голос на свое место, чтобы он начал говорить со всеми остальными голосами, и послушайте все пять голосов сразу... Изменяет ли это вашу реакцию на проблемный голос?
Тим: Он теперь дальше и не такой громкий. Я чувствую себя лучше, мне легче слушать его. Я могу прислушаться к тому, что он говорит, и найти полезную для себя информацию, а раньше я замечал только свои неприятные ощущения.
Отлично. Есть ли у вас вопросы к Тиму?
Тесс: Могли ли вы разобрать, о чем говорят все пять голосов, когда вы слышали, как они говорят все сразу?
Тим: Нет. Я понимал, что они все здесь, и мог улавливать отдельные моменты, а также смысл, но я не мог слушать все пять голосов одновременно.
Это типично, и важно предупреждать людей об этом заранее, иначе они будут беспокоиться и думать, что делают что-то неправильно. Одна женщина, родившаяся слепой и получившая возможность видеть только к тридцати годам, могла следить одновременно за восемью голосами, как будто у нее было восемь записывающих устройств. Но такое удается немногим, да этого и не требуется, во всяком случае в этом упражнении.
Тим: Когда все четыре ресурсных голоса заговорили все сразу, мне показалось, что я сижу в большом удобном кресле в заполненном говорящими людьми помещении, и что их голоса буквально поддерживают меня.
Это замечательная синестезия. А вот краткое описание этого метода.