На протяжении последних пятнадцати лет мне выпало редкое удовольствие и честь строить модели некоторых выдающихся мастеров общения, принадлежащих старшему поколению, в число которых входят такие люди, как Моше Фельденкрайс (Moshe Feldenkrais) и Милтон Эриксон (Milton H. Erickson). Но самое главное, мне было особенно приятно начать с моделирования Вирджинии Сатир (Virginia Satir), основателя семейной психотерапии, мастера психотерапии, мастера обучения и, прежде всего, мастера общения.
Я вспоминаю, как много-много лет назад, застряв по пути в Soquel (штат Калифорния), копаясь в заглохшем двигателе и в расстройстве плюнув на него, я вдруг увидел весьма необычную женщину. Она шла по дороге по направлению ко мне, в отличие от большинства людей, которых мне приходилось встречать в своей жизни и которые были неуверенны в себе или начинали нервничать, в особенности в тех случаях, когда оказывались в незнакомой обстановке, Вирджиния Сатир не обладала ни одним из перечисленных качеств. Она чувствовала себя в своей тарелке, находясь на сцене, работая с семьей, общаясь с шизофреником или в любой другой ситуации, в которой у нее была возможность общаться, то есть заниматься тем, что она делала исключительно здорово.
Кроме того, Вирджиния демонстрировала различие между тем, чтобы думать о работе, которую делаешь, и тем, чтобы думать о престиже, который приносит такая работа. За последние пятнадцать лет я повидал немало психотерапевтов, которые были довольно известны — известны своими интеллектуальными трудами или известны теми вещами, которые они смогли или не смогли сделать за прошлые годы. В противоположность им, Вирджиния была трудягой. Я не помню, чтобы у нее когда-нибудь случался плохой день, чтобы у нее был упадок сил, чтобы она была заряжена меньше, чем на все сто — каждый день. Некоторые люди критиковали ее за ее образ жизни, но я не из их числа. Я завидовал ее энергии и ее решимости полностью отдавать себя тому, чем она занималась. Насколько я знал ее, она всегда проявляла упорство и демонстрировала избыток сердца и умений.
То, что Стив Андреас решил сделать в этой книге, похоже на то, что я пытался сделать пятнадцать лет назад. Когда я задумал написать “Структуру магии”, я провел один месяц вместе с Вирджинией в местечке под названием Cold Mountain Institute. Я был поражен, насколько мощным коммуникатором она была, и насколько успешной она была в своей работе. Кроме того, я был впечатлен тем, как мало из того, что она делала, могли перенять у нее другие люди. Они подражали ее интонациям или ее жаргону, но они очень редко уделяли время тому, чтобы научиться и воспроизвести ее умения. И не потому, что люди были плохими, или потому, что — как говорила сама Вирджиния — “мы все обучаемся медленно”, а потому, что они не осознавали, насколько точна была она в своем общении. И хотя Вирджиния общалась, как она сама говорила, “в высшей степени интуитивно”, это никак не меняло тот факт, что она была чрезвычайно точна в каждом своем слове, каждом своем жесте и движении. Вирджиния понимала, что общение определяется всем диапазоном жизненного опыта, оно связано с прошлым людей, даже с тем, которое было еще до их рождения. И что оно задает курс и направление в будущем не только для отдельного человека, но и для семьи в целом.
Были времена, когда Вирджинии приходилось скрывать тот факт, что она занималась семейной психотерапией. Она говорила, что она просто “интервьюирует” семьи, прежде чем заняться психотерапией. К счастью для большинства из нас те времена прошли. Вирджиния подготовила для всех нас возможность исследовать и развиваться, и изменяться в новых, удивительно интересных направлениях. Такая свобода стала доступной каждому из нас — и профессиональным коммуникаторам, и психотерапевтам, и простым людям, которые хотят научиться большему, пользуясь любой предоставленной им возможностью. Вирджиния представляет собой потрясающий образец человека, который смог прожить свою жизнь в полную силу. И в то самое время, когда она делала что-то для себя, она делала это и для огромного количества других людей. Сотни и тысячи, возможно, даже миллионы человеческих жизней изменились и изменятся благодаря тому, что эта женщина отдавала всю себя своему делу.
В том транскрипте, который Стив Андреас анализирует здесь, ему удалось проникнуть в самое сердце не только того заботливого отношения, которое Вирджиния проявляла к людям, но и тех конкретных путей, следуя по которым, она достигала своих результатов. Наиболее сильная вещь, которой вы сможете научиться из этого транскрипта, состоит в том, что Вирджиния никогда не отклонялась от намеченной цели. А в качестве своей цели она выбирала то, о чем ее попросил клиент. Она пробовала все возможное, и все, что она делала, было непосредственно связано с желаемым состоянием клиента.
Терминология и метод, с помощью которых Стив изучает работу Вирджинии, вероятно, отличаются от привычных для большинства людей, и наоборот, похожи на те, которые я сам применил бы в исследовании ее работы. Но я думаю, что эта книга предлагает настоящим ученикам Вирджинии Сатир нечто большее, чем просто описание подхода. Она предлагает яркий пример того, насколько цепкой, настойчивой, изобретательной и в то же время точной и последовательной была Вирджиния. Если Вирджиния была одним из тех людей, которым вы могли бы позавидовать или даже хотели бы подражать, вместо того, чтобы подражать ее голосу, стилю и жаргону или отдельным ее словам и фразам, то я думаю, что сейчас — самое время для самого серьезного подражания ее умениям. И для этого нам необходимо сесть, разбить их на отдельные кусочки и понять, что же этот гений делал, чтобы научиться выполнять такую же работу с такой же цепкостью и с таким же сердцем.
Стив, я думаю, ты сделал замечательную работу. А те из вас, кто собирается читать эту книгу, читайте и учитесь. Мудрость Вирджинии Сатир стоит того, чтобы изучать ее на протяжении веков. Я думаю, эта книга является настоящим вкладом в то, что она делала и о чем заботилась в своей жизни. И хотя предложенный стиль отличается от ее собственного стиля обучения, как говорила сама Вирджиния: “Мы все обучаемся медленно, но все-таки поддаемся обучению”.
— Ричард Бендлер