Одним из наиболее очевидным отличительным признаком работы Вирджинии было то, как она использовала прикосновения. И хотя этот аспект ее деятельности вызывает, вероятно, наибольшее количество споров (любой физический контакт между психотерапевтом и клиентом до сих пор считается неэтичным и запрещается в традиционной психиатрии), она считала, что прикосновение играет очень важную роль. Прикосновение является неотъемлемой частью внутрисемейных отношений. Исследования показывают, что дети, лишенные прикосновений и получающие достаточное количество пищи и тепла, просто умирают. При этом в проблемных семьях прикосновение либо вовсе отсутствует, либо в грубом виде возникает во время “разборок” или во время секса.
Кроме своей основной роли в процессе интимных отношений, прикосновения могут играть и еще одну роль — с их помощью бывает легче привлечь внимание другого человека, гораздо легче, чем с помощью звуков или взглядов, а внимание является неотъемлемой частью обучения. Вирджиния настаивала на использовании прикосновений для усиления любой важной позитивной коммуникации или обучения и углубления процесса изменения. В предыдущих разделах можно найти несколько примеров.
Иногда Вирджиния начинала с физических контактов с детьми, которые обычно более открыты к такого сорта общению, чем взрослые. Вскоре после этого она начинала дотрагиваться до всех членов семьи. Все, кто испытал на себе прикосновение Вирджинии, скажет вам, что оно было простым, непосредственным и воспринималось совершенно естественно. Наверно, за одну сессию она делала больше прикосновений, чем большинство психотерапевтов за целый год работы. При этом прикосновения помогали ей создавать позитивные связи между людьми в семьях, в которых любящие прикосновения были давно забыты или их вытеснили грубость и насилие.
На видеокассете “Of Rocks and Flowers” (1983) показано, как Вирджиния работает со смешанной семьей, пережившей длинную историю физических насилий с обеих сторон. Во время подвижной части этой сессии она взаимодействует только с двумя детьми, позволяет им прикасаться к своему лицу, в ответ тоже прикасается к лицам детей, а затем просит их сделать то же самое с их родителями. После этого она возвращает в комнату родителей и терпеливо обучает детей и родителей, предложив им, чтобы дети инициировали такого сорта контакт по нескольку раз в день.
Далее она демонстрирует родителям, чем отличается контакт с ребенком, когда его хватают грубо с раздражением, от того контакта, когда его удерживают крепко, но заботливо, и когда хотят удержать его от того или иного поведения. Она продолжает до тех пор, пока оба родителя не продемонстрировали в действии, что теперь они знают, как это делать. Для тех, кто хотел бы изучить детально, как она это делает, дословная запись этой сессии приводится в приложении II, хотя еще лучше посмотреть это на видеокассете.
В конце записи этой сессии приводится интервью с Рамоном Корралесом (Ramon Corrales) из Института семейной психотерапии (Kansas City), в котором Вирджиния так комментирует свои прикосновения:
Произошло столько всего, и страх настолько прочно засел в отношения с этими детьми, что, если бы вы полагались только на образ, они были похожи на монстров. Поэтому одна из вещей, которую я хотела сделать, состояла в том, чтобы увидеть, что у них есть способность реагировать на прикосновения, в данном случае я использовала себя, предложив им прикасаться руками к своему лицу — это было своего рода зеркало самой семьи, людей в этой семье. А затем я позволила и подбодрила их сделать то же самое со своими родителями. И смотрите, прикосновение, которое исходит из такого окружения, которое сложилось в этот момент, говорит такие вещи, которые не смогут передать никакие слова. And that whole part of where there was the gentleness, that, too, is part of the whole thing.
По моему мнению, мое прикосновение не сможет передать вам много информации до тех пор, пока я не почувствую себя действительно цельной, и тогда я смогу излучать энергию. Если я буду чувствовать, что я должна прикасаться, или должна быть внимательна к прикосновениям, это не даст результата. Потому что это не ловкий трюк, это не прием. Это естественный способ передачи энергии туда и обратно. И когда все эти условия соблюдены, тогда я знаю, что одно прикосновение, передающее энергию туда и обратно — настоящее ощущение того, как один человек действительно соприкасается с другим — стоит, скорее всего, многих и многих часов общения, в котором нет такого обмена.
Вы же знаете, что вместе с водой из таза можно порой выплеснуть и ребенка? Так вот, некоторые прикосновения используются в сексуальных целях или в агрессивных целях. И многие люди совсем отказываются от прикосновений лишь потому, что они используются в этих целях, вместо того, чтобы сказать: “Нам не нравится такое прикосновение”. No more than we want to come out blaming in such a way. Мы же не отказываемся от слов по той причине, что ими пользуются для того, чтобы обвинять людей, мы просто подбираем другие слова. И я вынуждена искренне заявить, что если бы у меня не было энергии, которую я могла бы передать с прикосновением, я убеждена, что я не смогла бы получать такие хорошие результаты, которые у меня получаются.
Это были наиболее существенные инструменты, которые делали работу Вирджинии столь эффективной, и все они явно присутствуют в дословной записи сессии, которая приведена в следующей главе. Каждый из этих приемов можно было бы разбить на более мелкие элементы и описать более подробно, кроме того, можно было бы указать множество других поддерживающих невербальных элементов. Я приглашаю читателей выявить не названные здесь приемы путем изучения видеозаписи и транскрипта, чтобы еще больше углубить наше понимание наследия Вирджинии.
Труднее описать более тонкие невербальные элементы в поведении и восприятии Вирджинии: то, как она управляла временем, ее интонации, невербальные ключи, с помощью которых она определяла, как члены семьи реагируют на те или иные действия с ее стороны, и т.п. Многим из этих элементов можно научиться лишь внимательно изучая видеозапись и делая то, что делала сама Вирджиния: внимательно наблюдала за тем, как члены семьи реагируют друг на друга и на ее действия, закрепляя те действия, которые срабатывали, и отбрасывая те, которые не приносили необходимого результата.
В самом начале семинара, на котором был записан транскрипт, приведенный в настоящей книге, Вирджиния так объяснила причины, по которым она проводит этот семинар:
Я понимаю, что это очень важное событие. И важность этого события состоит в том, что мы сохраним в виде образов то, что, по моим убеждениям, окажется очень полезным людям. Вы же знаете, что на протяжении многих лет мы объясняли все на словах и писали книги. Но, имея все эти книги, написанные до сих пор, и все эти слова, сказанные за все это время, вам не кажется, что мы могли бы сделать свое дело гораздо лучше?
Мне кажется, что мы должны пробовать разные вещи, чтобы лучше изучить самих себя. Когда видео появилось в нашей жизни, я не представляла всей его силы. Но я начала понимать, каким мощным инструментом оно является, и что зрительные образы, вероятно, действуют сильнее, чем все остальное. Способность увидеть является очень важной частью открытия новых возможностей. (1989)