Вирджиния отчетливо понимала, что основным объектом изменений являются внутренние образы людей, или их представления об окружающем мире. И если изменятся эти представления, то убеждения, реакции и поведение людей тоже изменится. Как только представления и чувства людей станут другими, становится проще научить их более эффективным способам общения.
Когда в семье появляются трудности, зачастую это связано с убеждениями членов семьи в том, что эти трудности являются неотъемлемой частью окружающего их мира. Такие убеждения не являются полезными, потому что они подразумевают, что причина лежит в реальности, которую невозможно изменить. Вирджиния часто выслушивала то, о чем ей говорил какой-нибудь член семьи, а затем переформулировала его утверждение как его собственное представление. Различие между реальным положением вещей и тем, как эта реальность воспринимается, или как ее видит какой-нибудь человек или как он о ней думает, является очень тонким, но оно открывает путь к тому, чтобы посмотреть на те же события по-другому. В приведенных ниже примерах слова и фразы, отражающие представления, выделены курсивом.
Ты хотел бы, чтобы твой папа смог посмотреть на это немного по-другому. (1983, с. 38)
Что случилось, что Сьюзи положила свои руки на твою голову? Что ты думаешь об этом? (1983, с. 42)
У каждого своя картинка... так что давайте посмотрим. (1983, с. 50)
Коби: Ну да, мадам, но вы понимаете, он слишком легко теряет контроль над собой.
Вирджиния: Я понимаю. То есть порой ты думаешь, что твой отец думает, что ты делаешь одно, а ты этого не делаешь и затем не знаешь, как ему сказать об этом, или же он не слышит тебя, или что-то в этом роде? Ты об этом говоришь сейчас? (1983, с. 34-36)
Кроме того, Вирджиния демонстрировала различие между представлениями и реальностью на своем собственном поведении, когда говорила с семьей о своем понимании сложившейся в семье ситуации.
Так. Позвольте я покажу вам картинку, которая сложилась у меня в настоящий момент. Я просто покажу картинку, и затем вы поможете мне уточнить ее. Я полагаю, это начинается, Коби... это лишь моя картинка, сложившаяся в моей голове из того, что я узнала, и она вовсе не обязана полностью соответствовать, но может и совпадать. (1983, с. 54)
Элементы, упомянутые в этом разделе, часто описываются как составляющие гипнотического языка. Вирджиния обычно резко отзывалась о гипнозе, потому что ей не нравилась идея манипулирования людьми. Тем не менее, такие приемы гипнотического общения были очень важной частью ее работы. Наиболее отчетливо это видно в так называемых “процессах” или “медитациях”, которые она обычно проводила с большими группами людей. Во время таких “медитаций” она просила людей закрыть глаза и расслабиться, и затем отправляла их в тщательно структурированное и по сути дела гипнотическое путешествие. Пример одной из таких “медитаций” приведен в приложении IV.
Кроме того, Вирджиния использовала множество других приемов гипнотического общения, как вербальных, так и невербальных. Более подробное описание этих приемов читайте в книгах Р. Бендлера и Д. Гриндера “TRANCE-formations” (1981) или “The Patterns of the Hypnotic Techniques of Milton H Erickson”, т. 1 (1975).