Стив: Вас закрутили другие. (Женщина: Да.) И это было неприятно, да? (Женщина: Да.) В этой ситуации, приблизительно, сколько человек участвует? (Женщина: М-м, два.) Всего два? (Да.) А в этой? (Женщина: Два.) ОК, по два человека в обеих ситуациях. Я объясню, что я выпытываю у вас. Обычно в переживании стыда скрыто своего рода искажение. Иногда другой человек оказывается больших размеров. Иногда сам человек — в данном случае, вы сами — оказывается в каком-то смысле нереальным. Человек оказывается деформированным, без одежды, в некотором смысле оказывается не вполне самим собой. (Женщина: Угу.)
Мужчина: Если вы ребенок, то окружающие выше...
Стив: Да, я имею в виду несоизмеримо больше. Нереалистично больше. Знаете, порой вы чувствуете себя маленьким в окружении гигантов, и хотя дети могут испытывать это и при реальных размерах, зачастую возникает искажение такого сорта. Так что, я понимаю, что в этих ситуациях не возникает таких искажений? (Женщина: Нет.) Ну, хорошо. Тогда, в качестве замечания, если бы мы заметили такие искажения, я бы сразу изменил их, прежде чем продолжить. Как в методе избавления от горя, если человек видит того, кого он потерял, в гробу, вы заменяете этот образ образом живого человека — человека, по которому он скучает, которого он любил и о котором заботился, но не оставляете образ тела в гробу. В этом случае вы можете сделать вполне конкретные изменения в содержании образа.
Мужчина: То есть существуют не только искажения в содержании, но и искажения в размерах? Вы об этом говорите?
Стив: Я говорю о них как об искажениях содержания, потому что они имеют отношение к содержанию. Вы можете относиться к размеру как к субмодальности. Если изменяется весь образ целиком, я называю это субмодальным изменением. Может быть, это можно назвать как-то по-другому. Но в любом случае, если возникает искажение типа большой/маленький, я постараюсь изменить их именно на этом этапе.
Мужчина: А также и видимые искажения?