Обсуждение

Есть ли у вас вопросы или комментарии?

Фрэнк: Я хочу рассказать, как было у меня. Мой позитивный образец располагается передо мной на уровне глаз и примерно на фут смещен влево. Почти напротив меня находится большая картинка, а слева от нее еще две чуть меньше — своего рода дублеры, готовые в любой момент по моему желанию занять место большой картинки. Вся остальная база данных представляет собой арку, которая соединяет большую картинку с двумя маленькими. Когда я сосредоточиваю свое внимание на каком-нибудь образе из базы данных, он перемещается на место большого образа, а когда я заканчиваю с ним работать, он возвращается обратно, и затем один из маленьких образов перемещается, чтобы занять его место. У моего противоречивого качества была аналогичная структура, но образы-дублеры были пустыми, и когда я искал примеры в своей базе данных, я также сплошь и рядом натыкался на пустые образы. Там было несколько позитивных примеров и несколько негативных, но в большинстве своем это были просто пустые рамки, в которых должны были быть примеры. Поэтому я начал искать позитивные примеры и помещал их в пустые рамки до тех пор, пока не заполнил все пустые места, и затем преобразовал контрпримеры.

Отлично. Это было похоже на формирование нового качества — подбор и группировка позитивных примеров в форме позитивного образца.

Деми: Мой позитивный образец — это коллаж из слайдов, расположенных примерно на расстоянии одного фута от меня в шесть рядов по шесть колонок и подсвеченных сзади ярким светом, и все это позитивные примеры. Если у меня появляется контрпример, он всегда располагается в центре, где его окружают позитивные примеры. Слайды покидают дисплей с левой стороны, и обойдя меня по кругу, укладываются позади меня в банк длительного хранения, а затем при необходимости возвращаются, но уже с правой стороны. Но в моем противоречивом качестве все слайды в левых трех колонках были негативными, а в правых трех колонках — позитивными. Мне было так неприятно смотреть на это, что у меня не возникало никакой догадки, что делать. Мой партнер посмотрел, как слайды в моем позитивном образце вращаются вокруг меня, и предложил мне сместить весь коллаж влево, чтобы все негативные примеры отправились на хранение, в то время как справа появились позитивные примеры. Я не могла поверить, что все так просто, и почувствовала огромное облегчение. После этого я была в состоянии переносить негативные примеры по одному в центр и преобразовывать их. Когда я закончила с этим, у меня выступили слезы, потому что так приятно было осознавать, что у меня есть это качество.

Великолепно. В этих двух примерах противоречивое качество было организовано почти точно так же, как и позитивный образец, и по этой причине было гораздо легче преобразовать его в позитивное качество. Не всегда все так просто, но иногда бывает. Что вы можете сказать о том, как вы теперь смотрите на это противоречивое в прошлом качество?

Деми: Я смотрю на него, как на незнакомца. Я не могу понять, как я могла так плохо себя чувствовать.

Фрэнк: Главное, что я заметил, очень похоже на то, о чем говорил Брюс. Теперь, когда противоречие разрешилось, я чувствую себя гораздо более комфортно, потому что у меня исчезли эти вечные сомнения и метания. Я не чувствую необходимости говорить людям о положительной стороне этого качества, как приходилось прежде. А поскольку я стремился скрыть свою собственную неуверенность, я был особенно настойчив и напряжен.

Я уже говорил об этом прежде, но эта тема так важна, что я хочу остановиться на ней еще раз. Когда в самом начале я описывал критерии эффективной я-концепции, один из них состоял в том, что я-концепция должна быть свободна от самомнения, эгоизма и чувства превосходства, которое является результатом сравнения себя с другими людьми.

Я предлагаю всем вам вспомнить такую ситуацию, в которой вы были не уверены в своей способности справиться с важной задачей, с такой как интервью при приеме на работу или свидание с симпатичным вам человеком. Многие из нас начинают напрягаться и стараться выглядеть более уверенными и подготовленными, чем мы чувствуем себя на самом деле, и наше поведение чаще всего начинает приобретать эти преувеличенные качества.

Стремление показать себя не таким, какой вы есть на самом деле, отнимает много сил и времени, в особенности если вы вкладываете все свои сбережения в то, чтобы содержать роскошный автомобиль, большой дом и другие вещи, необходимые для демонстрации высокого уровня, даже если они не доставляют удовольствия. И довольно часто это имеет непосредственное отношение ко всякого рода общественным “бунтарям”. Я знал одного “косящего под гуру”, который мог часами заниматься своими волосами, чтобы сделать их похожими на волосы Baba Ram Dass, и один панк рассказывал мне, что только на ежедневную покраску и укладку его волос уходило два часа. Если кому-то действительно нравятся подобного рода занятия, я не спорю, но если они направлены главным образом на то, чтобы продемонстрировать себя всему миру, я полагаю, что эти люди могли бы потратить это время гораздо более приятным для себя образом.

“Не соответствующее действительности я” обычно развивается в ответ на присвоение каких-нибудь общественных требований и идеалов. Представление о том, что вы “должны” быть таким-то и таким-то, вместо того, чтобы быть самим собой, является лучшим способом заполнить свою жизнь сплошными “должен” и “обязан”. Некоторые люди создают “не соответствующее действительности я”, исходя из общественной целесообразности, сохраняя при этом отчетливое понимание, какими они являются на самом деле. Другие оказываются настолько втянутыми в демонстрацию своего “несоответствующего действительности я”, что они совершенно утрачивают чувство “реального я”, и при этом так легко от целесообразности скатиться к полному отрицанию.

Любопытно, но многие пути духовного развития и программы самосовершенствования зачастую превращаются в набор “должен”, имитация которого является главным условием достижения определенного статуса в этих группах. В 60-х годах прошлого столетия с его лозунгом “быть здесь и сейчас”, зародился синдром, который можно было бы описать словами “более в настоящем, чем ты” (“Nower than thou”), который в действительности отбрасывал людей в “там и тогда”, подкрепляя их самомнение. Во главе общественных и политических групп часто стоят эгоисты, которые борются с собственной неуверенностью, стараясь стать лидерами или гуру, и многие их последователи повторяют их ошибки, идентифицируя себя с их харизмой и успехом.

В некоторый момент человек с “несоответствующим действительности я” — а в некоторой степени каждый из нас является таким — осознает, что это “я” не соответствует реальности, и тут возникает следующая ловушка. Когда человек реагирует на “несоответствующее действительности я”, эта реакция в действительности не имеет непосредственного отношения к самому человеку, а только к его несоответствующему действительности образу, и такая реакция едва ли будет доставлять удовольствие. Именно в этом источник одиночества, столь распространенного в среде звезд кино, политиков и других известных людей, которые работают над созданием образа, а затем сталкиваются с тем, что трудно полюбить человека, скрывающегося за этим образом.

Многие люди находят гордость весьма привлекательной вопреки всем увещеваниям Библии и другим духовным наставлениям. Подобно своей противоположности — стыду, гордость всегда подразумевает сравнение себя с другим человеком и выявление лучших или худших чем у него качеств. Гордость и самомнение являются признаками шаткой я-концепции, которая может быстро превратиться в собственную противоположность, в стыд и самоуничижение. Когда все идет хорошо, эгоист с удовольствием принимает это на свой счет, когда же все идет из рук вон плохо, у него внезапно находятся виноватые. “Поскребите хвастуна и найдете жалобщика”. Любопытно, но даже скромность может стать предметом гордости, как отметил Samuel Taylor Coleridge пару столетий назад:

... дьявол ухмыльнулся, поскольку его любимый грех —
гордость, которая притворяется скромностью.
(... the devil did grin, for his darling sin
Is pride that apes humility.)

Когда человек чувствует себя неуверенно в отношении какого-нибудь качества, он слишком серьезно воспринимает любой вызов этому качеству и начинает защищаться и предпринимать все возможное, чтобы сохранить собственное чувство важности. Примером такого поведения является “мачо”, который ходит гоголем и хвастается своей мужественностью, и начинает напрягаться при мельчайшем намеке, который может поставить под сомнение это качество, и вынужден реагировать, порой доходя до жестокости и даже до убийства обидчика. Вот это ловушка!

Часто в подобной ситуации оказываются люди, нарушившие закон, хотя далеко не многие охотно подчинились бы ему, поскольку само подчинение закону может стать вызовом их образу или статусу. У многих заключенных можно порой обнаружить настолько напыщенные и далекие от реальности представления о самих себе, что они абсолютно убеждены в том, что единственной причиной, по которой они оказались в тюрьме, является досадная ошибка какого-нибудь клерка. “Это просто ужасное недоразумение”.

Неслучайно гордость и зависть оказались в числе семи смертных грехов христианства. В трактовке древних греков они были худшими из грехов, из которых берут начало все остальные. Еще один смертный грех — гнев — редко является реакцией на реальную физическую угрозу или обиду. В большинстве случаев гнев и насилие являются реакцией на критику, оскорбление, проявление неуважения или какой-нибудь другой вызов чьему-то самомнению, или как часто говорят — эго.

Многие считают, что гнев возникает в ответ на обиду, и в некотором смысле это верно. Но обида обычно появляется в ответ на проявление неуважения, оскорбления по отношению к тому, как человек думает о себе. В фильме 60-х “Русские идут”, выбравшись из изрешеченного пулями Фольксвагена, Alan Arkin (играет русского) говорит: “Мое достоинство оскорблено”.

Когда наши ожидания не оправдываются, всегда возникает ущерб, и первой реакцией на нанесенный ущерб является разочарование и печаль. Это чувство возникает столь быстро и оказывается настолько омраченным гневом и попытками отомстить или восстановить попранное эго, что печаль остается незамеченной. Более двухсот лет назад Сэр Вальтер Скотт сказал:

Vengeance, deep brooding o’er the slain,
Had lock’d the source of softer woe;
And burning pride and high disdain
Forbade the rising tear to flow.

Когда происходит что-то ужасное, печаль становится более фундаментальным чувством, которое оказывается гораздо более подходящим, чем гордость, гнев и жажда мести, для начала поиска решения проблем.

Существует и множество других, более тонких признаков самомнения и эгоизма. Одна моя знакомая часто комментировала блюда примерно такими словами: “Это был такой замечательный бифштекс”. Мне потребовалось некоторое время, чтобы понять, что она говорила вовсе не о бифштексе! Этот самый бифштекс просто был очень удобным поводом, чтобы похвалить себя и похвастаться своим исключительно тонким чувством вкуса. Часто люди говорят гораздо больше о себе, чем о предмете разговора, так что вы можете собрать множество полезной информации, даже не задав ни одного вопроса.

Всякий раз, столкнувшись с гордостью и самомнением, помните, что это хорошая возможность применить описанную здесь технологию для разрешения противоречивого качества. Устойчивая я-концепция может базироваться только на ваших реальных качествах и на получении удовлетворения от жизни, в которой реализуются ваши ценности, а не на сравнении себя с другими людьми. Когда ваша я-концепция твердо опирается на ваш личный жизненный опыт, ни один человек не сможет пошатнуть ее, и вы оказываетесь надежно защищенными от всяких проявлений неуважения, унижения, гнева и обид и возникающих при этом суматохи и страданий. Когда Буддизм и другие духовные учения проповедуют отречение от самого себя, я думаю, что на самом деле они имеют в виду отречение от эгоизма, являющегося следствием противоречивого качества. В результате преобразования противоречивого качества в позитивное исчезает и эгоизм.

Сара: Когда вы говорили о мачо и о людях, которые не признают нежность и слезы, я подумала о подходах, которые помогают принять “темную сторону своей личности”, как о способе превращения в более цельную и человечную личность.

Да, когда человек сознательно идентифицирует себя с одной стороной противоречивого качества, часто руководствуясь достаточно жесткими и абсолютными рамками общественных или религиозных убеждений, он зачастую отделяет себя от ее противоположности, которая превращается в своего рода скрытую “темную сторону личности”. Благодаря сложившимся в нашем обществе стереотипным убеждениям о роли полов, темная сторона личности мужчины в нашем обществе скорее всего включает те самые вещи, о которых вы упоминали, в то время как в случае женщины такими скрытыми чертами могут быть настойчивость, гнев, сила и т.п. Некоторые люди думают о “темных сторонах личности”, как о зле или опасности, а они часто включают в себя гнев, агрессию и другие естественные, хотя и неприятные, проявления и реакции. Но довольно часто они включают в себя совершенно замечательные и ценные качества, которые оказываются непризнанными лишь по той причине, что они не укладываются в заданные обществом стереотипы. Чуть позже я подробнее остановлюсь на “темных сторонах личности”, но я хотел бы подождать, пока мы не подготовим соответствующую почву.

Hosted by uCoz