Предлагаю вам подумать о таком качестве, которого у вас нет и которое вам не нравится. А поскольку говорить об отрицаниях довольно трудно, было бы полезно добавить немного содержания, и поэтому я хочу воспользоваться в качестве примера таким качеством как “жестокость”, но, если хотите, можете выбрать любое другое качество на свое усмотрение. Если вы скажете про себя: “Я не жестокий”, — какие внутренние представления вы заметите при этом? Уделите несколько минут тому, чтобы разобраться в том, каким образом в ваших внутренних представлениях отражается качество, которым вы не обладаете.
Может оказаться полезным сравнить для контраста ваше восприятие одного и того же качества, сформулированного позитивно и негативно. В чем отличие между тем, как вы воспринимаете “Я не жестокий”, и тем, как вы думаете о “Я добрый”? Как устроена ваша база данных для “не жестокий”? Как вы реагируете на нее, и какое влияние может оказать эта реакция на ваше поведение?...
Я хотел бы услышать несколько примеров вашего восприятия негативно определенного (и негативно оцененного) качества. Чтобы не выдавать ничего интимного, я предлагаю называть это качество словом “жестокий”, какое бы качество вы ни выбрали для этого эксперимента, пусть это будет кодовое слово.
Билл: Я чувствовал себя ужасно. Когда я попробовал подумать о “не жестокий”, все, что мне приходило в голову, были те моменты, когда я был жестоким. После этого мне пришлось отбросить все это, и сделать все правильно.
Фред: Я вижу слово “жестокий” гораздо более жирным и отчетливым, чем слово “добрый”. База данных для “жестокий”, как и ожидалось, представляет собой множество примеров, когда люди имеют намерение или получают удовольствие от страданий других людей. Мне не нравится смотреть на все эти образы и хочется отвернуться.
Рин: Я вижу образы других людей, проявляющих жестокость, но остаюсь диссоциированной. Я обычно вхожу в свои образы, потому что даже в том случае, если мне не хочется что-то делать, я хочу почувствовать, на что это похоже. Так что я начинаю входить внутрь, и тогда голос говорит “нет”, и я выскакиваю из него. После этого я испытываю что-то вроде безразличия и скуки, потому что не понимаю, что делать.
Луис: У меня примерно то же самое, что у Рин, но когда я вхожу внутрь образа, я начинаю паниковать и тогда приходит мысль: “Если я не такой, то какой же я?”
Ал: Я вижу неотчетливо фигуру человека, проявляющего жестокость, а затем у меня возникает желание отскочить, ощущение потрясения, и я испытываю необходимость защитить себя.
Несмотря на то, что каждый из вас заметил что-то особенное, все эти примеры в главном похожи друг на друга. Слово — вещь весьма грубая, и часто люди находят самые творческие способы их понимания. Было ли у кого-то из вас что-нибудь другое?
Анна: Я создавала образы ряда событий, когда я могла быть грубой, но не была такой.
Салли: Как только вы сказали “не жестокий”, я сразу же представила себе полную противоположность — как быть доброй.
Хорошо, каждая из вас действовала немного по-другому, но обе вы видели противоположное тому, чтобы быть жестокой. Вы делали нечто отличное от того, что обычно делает большинство людей, и в данном случае это очень хороший вариант, но причины такой оценки станут понятными чуть позже, после ряда исследований.
Но сейчас я хочу, чтобы вы воспроизвели примеры проявления жестокости, а затем каким-то образом их отвергли, чтобы понять, что при этом происходит. Когда вы знаете, как это происходит у других людей, то услышав, как человек говорит о себе с отрицанием, вам будет гораздо легче установить с ним раппорт и помочь ему научиться чему-нибудь более полезному.
Билл: Я как бы встряхнул слова в своей голове и создал образы всех тех вещей, которые не соответствуют определению жестокости — а это куча всего! В моей голове началось просто столпотворение из всех этих образов.
“Не жестокий” может означать самые разнообразные вещи для разных людей. Это может быть “доброта”, а может означать и все те вещи, которые нельзя отнести к жестокости. Здесь легко скатиться к дискретному мышлению в категориях “или-или”, полностью игнорируя тот очевидный факт, что в мире существует множество вещей и событий, которые нельзя отнести ни к категории “добрый”, ни к категории “жестокий”, например, ковер, лежащий на полу.
Всякий раз, когда вы слышите, как человек использует в своей речи слова “либо-либо”, например: “Вы либо с нами, либо против нас”, — или: “Либо я исполню все желания своей жены, либо мы разведемся”, — это указывает на чрезвычайно ограниченную точку зрения, которой не хватает способности проводить более тонкие различия и учитывать все возможности и варианты, находящиеся между крайностями, обозначенными словами “либо-либо”.
А теперь я хотел бы, чтобы вы довели это отрицание до крайности. На что была бы похожа ваша жизнь, если бы не просто одно отдельное качество, а все ваши качества имели бы описание, содержащее отрицание? Потратьте минуту или две на то, чтобы представить себе, что произойдет, если всякий раз при мысли о себе вы будете замечать, что эта мысль сформулирована с отрицанием. И все до одного ваши качества воспринимаются именно таким образом. На что это похоже?...
Сэм: Очень темно, мне одиноко и боязно, я брошен всеми и бессилен в окружении всех этих вещей, которые мне не нравятся.
Анна: У меня возникает ощущение, как будто я делаю все, что изображено на всех этих картинках, а затем отстраняюсь от этого. Я чувствую, как будто я сочетаю в себе все эти ужасные черты, и в то же самое время я не хотела бы думать так.
Алиса: Я слишком хорошо замечаю все эти вещи вокруг себя, которые мне не нравятся, и меня тянет уйти от них. Все мое внимание приковано ко всему этому безобразию вокруг меня.
Да, это тот самый случай, когда вы стремитесь убежать от неприятностей, но у вас нет возможности двигаться по направлению к чему-то достойному. Не имея позитивной цели, вы оказываетесь весьма ограниченным в своих стремлениях и в результате застреваете.
Представьте себе, что в вашем доме повсюду развешаны картинки, которые вам не нравятся, и что вы никогда не покидаете стен своего дома, и вы поймете, что это такое. Некоторые люди коллекционируют неприятные переживания: обиды, вину, горе, ужасы, всякого рода неприятности, а затем живут со всем этим в своей голове. Многие люди, приходящие к психотерапевту, поступают так же, во всяком случае, в проблемных ситуациях. Они настолько хорошо осознают, чего им не хочется, что они не уделяют ни малейшего внимания тому, к чему их тянет.
Луис: Я ничего не могу разобрать. У меня ощущение пустоты в животе и груди от того, что я не имею понятия о том, кто я, понимаю лишь, кем я не являюсь.
Да, сфокусировавшись на отрицании, невозможно даже думать о том, кто вы и какой вы, и у вас не остается позитивных критериев для сравнения и отбора. Вы можете еще больше усилить отрицание и сказать: “Я не из того сорта людей, которые...” Выражение “сорт людей” определяет категорию людей и сильнее отделяет человека от отрицаемого поведения.
Человек может сказать: “Я не являюсь нечестным”. Поскольку слово “нечестный” уже содержит отрицание, то сказавший это отрицает отрицание! В испанском языке это легко понять, потому что многократное отрицание всегда означает отрицание. Но в английском каждое следующее отрицание отвергает предыдущее, и поэтому вам придется совершить некоторые умственные упражнения, чтобы понять, какой смысл несет в себе все выражение — положительный или отрицательный. У таких вариаций могут быть свои интересные и полезные последствия, но главное, что я хотел отметить, состоит в том, что если человек определяет себя с помощью отрицаний, они не оставляют ему ничего позитивного, с чем бы он мог себя идентифицировать.
А поскольку те образы, которые мы формируем в отношении самих себя, будут генерировать поведение, изображенное на этих образах, то какие реакции скорее всего родятся из негативных образов?
Фрэд: Я бы начал преимущественно обращать внимание на жестокость и подобные вещи, которые встречались бы мне повсюду, и, наверно, перестал бы замечать все позитивное. Кроме того, я почувствовал бы превосходство над всеми этими окружающими меня людьми, которые делают все эти ужасные вещи.
Да, возникает неявное желание сравнивать себя с другими людьми. Другие люди делают эти ужасные вещи, а я нет, так что я могу испытывать чувство превосходства над ними. И эти сравнение и чувство превосходства приведут в результате к ощущению, что вы не такой, как все, особенный, а затем к чувству одиночества.
Рич: Поскольку я ощущаю ужасную внутреннюю пустоту, не понимая, кто я есть, я переполнен мыслями о том, как другие люди думают обо мне, и тем самым я создаю своего рода представление о самом себе.
Если бы вам пришлось так прожить всю свою жизнь, какой бы диагноз поставил вам психиатр?
Фрэд: Мне приходит в голову только одно слово — “параноик”. Думает и замечает только самое плохое, постоянно испуганный и настороженный, исполнен самомнения и чувства превосходства, ощущения одиночества и враждебности.