Да, точно. Паранойя является крайним проявлением того, что есть в некоторой степени у каждого из нас — того процесса, который более века назад был назван “проекция”. Я “проецирую” свои неприятные мысли на все, что меня окружает в мире, и вижу воплощение этих мыслей вокруг себя вместо того, чтобы оставлять их внутри. Но несмотря на то, что проекция была детально описана много лет назад, никто до сих пор не описал лежащего в ее основе механизма и методов его изменения. Просто всегда говорили: “Вот что происходит, и понемногу это есть у каждого из нас, а у параноика этого очень много, и вот как это распознать”.
Бытует мнение, что параноики очень сердитые люди, которые подавляют свой гнев, который может выражаться только в мести, направленной на тех, кто их преследует, но я совсем не уверен в том, что все это правда. Когда я учился в старших классах школы и жил на ранчо в небольшом городке, я знал одного очень милого и доброго человека родом из квакеров, который всегда очень внимательно обращался с людьми. Он ремонтировал автомобили, но потом с большим трудом их продавал. Когда кто-нибудь проявлял интерес к его автомобилю, он обычно спрашивал покупателя, как тот собирается использовать этот автомобиль. А затем чаще всего говорил: “Вам не нужна эта машина”, — а затем объяснял, какой автомобиль подойдет ему больше.
Даже пятьдесят лет спустя я хорошо помню его лицо и отчетливо слышу его голос. Говоря о самом себе, он почти всегда заявлял: “Я не из тех людей, которые...” Когда я видел его в последний раз примерно пятнадцать лет назад, он превратился в полного параноика: он был убежден, что за ним гоняются ФБР и мафия. Возможно, психиатры и правы в том, что паранойя начинается с подавляемых вспышек гнева. Поскольку мой друг вышел из среды квакеров, возможно, ему приходилось вытеснять в своей памяти моменты проявления гнева, руководствуясь мирными идеалами их религии. А может быть, паранойя возникла в результате использования отрицания в я-концепции и как естественное следствие многократного повторения такого отрицания. Я думаю, что такая ловушка действительно приводит очень многих милых и добрых людей к печальному и жестокому концу.
Вот еще один пример подобного процесса, хотя и не такой печальный. Недавно я проводил экскурсию для четверых девятиклассников. Двое из них входили в группу “крутых” и говорили практически без остановки на протяжении всей часовой экскурсии. Часть их разговоров составляли пересказы фрагментов из телепрограмм и фильмов, а часть имела отношение к экскурсии и текущим событиям. Постепенно до меня дошло, что общим для всех этих комментариев было выражение своего отношения, которое сводилось к презрению, насмешке и отвращению. Весь их разговор крутился вокруг того, к чему они не хотели себя относить, а смех выражал их превосходство по отношению к объектам презрения. Короче говоря, они считали себя крутыми, потому что презирали практически все вокруг. В их словах не было даже упоминания о том, кто же они сами, они говорили только о том, к чему они себя не относили. Это неизбежно должно было привести к ощущению внутренней пустоты, а связь с “крутой” группой давало временное убежище, в котором можно было по крайней мере ощутить связь с другими людьми и обрести некоторый заменитель представления о самом себе. А поскольку они были так сосредоточены на том, с чем не хотели иметь ничего общего, у них практически не оставалось мыслей о самих себе.
Еще одна особенность вашей реакции на представления о “не Я” заключается в том, что она возникает практически так же, как реакция на инструкции, содержащие отрицание. “Не думайте о хромой обезьяне. В особенности танцующей. И конечно о кувыркающейся”. Любое выражение, содержащее отрицание, заставляет нас думать именно о том, о чем мы не хотим думать. Желание думать о себе, как о “не жестоком” человеке, приводит к представлениям о жестокости, точно так же, как многие благонамеренные родители загоняют себя и своих детей в угол, делая замечания типа: “Не пролей молоко” или “Не волнуйся о том, как все получится”, — и не задумываясь о том, как эти слова программируют детей делать как раз то, от чего родители хотели их уберечь.
Простейшим примером такой инструкции является дорожный знак “поворот направо запрещен” — изогнутая направо стрелка, заключенная в красный круг и перечеркнутая наискосок. Сначала ваш мозг создает представление о том, что такое поворот направо, и это представление подготавливает вас к тому, чтобы совершить его, а затем вы должны остановиться и сделать что-то другое. Как хотелось бы мне поговорить с тем человеком, который придумал эту систему! Она работала бы гораздо лучше, если бы стрелочка говорила вам о том, что следует делать, а не о том, чего делать не следует. Бьюсь об заклад, что в состоянии стресса немало людей делает как раз то, что запрещается, потому что в этом состоянии подсознательная реакция оказывается более быстрой.
А поскольку подсознание не реагирует на отрицание, оно будет реагировать на то, что отрицается. В то же время сознание будет идентифицировать себя с отрицанием, создавая неизбежный конфликт между сознанием и подсознанием. Сознательно человек может с удовольствием думать о себе, как о “не жестоком”, подсознательно отождествляя себя с жестокостью, тем самым создавая серьезное глубокое противоречие.
У такого несоответствия между сознательной и подсознательной реакцией возникает множество неприятных последствий. Поскольку сознание идентифицируется с одной стороной такого конфликта, а подсознание — с другой, человек начинает часто замечать, что его действия и поступки не соответствуют осознаваемым представлениям о самом себе. Когда подсознание будет проявлять себя, сознание этого человека зачастую будет игнорировать это проявление или заниматься рационализацией.
А если кто-нибудь другой обратит его внимание на его подсознательные реакции, такое замечание будет восприниматься как непонятное и удивительное. Поскольку оно будет противоречить тому, как человек думает о самом себе, он скорее всего будет интерпретировать его как совершенно необоснованное и, возможно, даже злонамеренное.
Это противостояние между сознательным отрицанием и подсознательным подтверждением является основным процессом, который создает разделение между осознаваемым “несоответствующим действительности Я” и подсознательной “темной стороной личности”. “Темная сторона личности” не является просто реакцией на неопределенность или противоречие, потому что человек может отчетливо осознавать обе стороны противоречия. “Темная сторона личности” возникает только в том случае, когда одна из сторон конфликта отрицается, осуждается и отвергается.
Такое произошло в Соединенных Штатах на национальном уровне во время холодной войны. Наше правительство было настолько увлечено антикоммунизмом, что мы вступали в союз со многими совершенно продажными, деспотичными и недемократическими правительствами лишь за то, что они тоже были против коммунизма. Нас не интересовало, что это были за правительства, нас интересовало лишь то, чем они не были, и для такого отбора у нас был всего лишь один негативный критерий. Когда некоторые люди пытались указать на те ужасы, которые творили некоторые из этих правительств, часто за наши деньги, их изгоняли как предателей, смутьянов и коммунистов. Это пример отрицаемой и “темной стороны личности” на национальном уровне, и хотя внешние атрибуты изменились, то же самое происходит и в наши дни.
Эта “темная сторона личности” может стать весьма сильной и относительно независимой от сознательного контроля человека, и проявлять себя обособленно. Классическим примером такого проявления может служить известный ярый телевизионный проповедник, неоднократно замеченный в связи с проститутками. У нас в штате Колорадо около десяти лет назад один радикальный правый кандидат в конгресс, выступавший против гомосексуализма, двумя годами позже появился на видеокассетах в сексуальных сценах с малолетними мальчиками! Вероятно, вы могли бы вспомнить множество других примеров столь удивительных превращений. Принятие “темной стороны личности” может стать хорошим первым шагом по направлению к тому, чтобы стать более цельной личностью, но только в том случае, если такое принятие включает преобразование “темной стороны личности” путем исключения отрицания и разрешения противоречия.