Дорис: “Темная сторона личности” чем-то напоминает множественную личность, когда существует еще одна личность, неизвестная сознательной личности и которая время от времени проявляет себя, и складывается впечатление, что в одном теле сосуществуют две разные личности. А может быть, это “мать всех противоречий”.
Я думаю, между ними может существовать определенная связь, и множественная личность является другой крайней формой проявления я-концепции, основанной главным образом на отрицании. Но множественная личность совсем не то, что паранойя, так каким же образом они могут стать результатом одного и того же процесса? Есть одно явное отличие, которое может все объяснить. В то время как параноик воспринимает “темную сторону личности” во внешнем мире, множественная личность удерживает ее внутри себя, и, возможно, именно это отличие является причиной возникновения либо того, либо другого.
У многих множественных личностей основная личность полностью усваивает общественные ценности, упорно трудится, посещает церковь, благовоспитанна и т.п., в то время как вторая личность ценит все противоположное, ленива, непослушна, груба и проч. Более 90% множественных личностей — женщины, а женщинам приходится в большей степени, чем мужчинам, соответствовать общественным ценностям. Несмотря на то, что параноик тоже усваивает общественные ценности, он очевидно делает это по-своему. Мне не удалось найти хорошие статистические данные, но большинство источников утверждает, что более двух третей параноиков являются мужчинами. Вот еще одно указание на то, что паранойя в некотором смысле очень похожа на множественную личность, хотя и является ее зеркальным отражением. Является ли множественная личность просто случаем отрицания нормальных здоровых импульсов, которые не соответствуют жестким и завышенным общественным идеалам, или же множественная личность представляет себе все эти запретные импульсы в виде “не Я”? Это можно было бы легко определить.
Я никогда не работал с множественными личностями, поэтому вы должны относиться ко всему, что я говорю с изрядной долей осторожности и скептицизма. Чтобы упростить наши рассуждения на столь запутанную тему, ограничимся случаем двойной личности. Первые описанные в литературе множественные личности имели только две личности. Но в последние годы и количество зафиксированных множественных личностей и количество личностей, приходящихся на одну множественную личность, довольно резко увеличилось. И непонятно, то ли это стало результатом упорных исследований, то ли сильного воображения, то ли слишком амбициозных диагнозов. У меня возникают довольно сильные сомнения в отношении тех специалистов, которые указывают на наличие более двух личностей, и даже эксперты в этой области утверждают, что в большей части дополнительные личности являются “фрагментарными”, так что вероятнее всего все это можно было бы назвать частями личности, имеющими отношение к различным результатам, а не к личности в целом.
Один из способов описания двойной личности состоит в том, что вместо того, чтобы смешать отдельные противоречивые качества, как делает большинство из нас, одна сторона каждого противоречивого качества связывается с одной личностью, в то время как другая сторона каждого противоречивого качества связывается с другой личностью. Каждая такая личность действует как единое целое, но между ними пролегает пропасть.
Милтон Эриксон, который работал с несколькими множественными личностями, был убежден, что каждая личность использовала один и тот же набор жизненных переживаний, но применяла к ним совершенно различные ценностные ориентиры:
“... мне кажется, что субличности на самом деле демонстрируют хорошо организованное, скоординированное и цельное использование одного и того же жизненного опыта, но с совершенно различных точек зрения...”
“Мои наблюдения за двойными личностями показывают, что обе субличности реагируют одновременно. Обычно одна из субличностей проявляет активность и тем самым создает фон активности. Вторая чаще всего ведет себя пассивно и занимается теми вещами, которые в меньшей степени волнуют первую. В результате у вас получается конструкция из двух субличностей, у каждой из которых есть свой набор ценностей, основанных на совершенно различном восприятии одного и того же жизненного опыта”. [3, стр. 143]
“В то время как первая субличность обычно проявляет активность, вторая субличность определенно находится на втором плане, наблюдая и участвуя, но так, чтобы первая об этом не могла догадаться. Но я подтверждаю, что когда вторая субличность выходит на первый план, первая субличность полностью пропадает, и насколько я могу объяснить, совершенно утрачивает связь с текущими переживаниями второй субличности. Не могу объяснить, как именно это происходит, но это так”. [4, стр. 144]
Милтон Эриксон точно описывает то, как различные субличности берут начало из различной оценки одного и того же жизненного опыта, и это хорошо согласуется с тем, что я сказал ранее. Предположим на мгновение, что осознаваемая субличность определяет себя с помощью отрицания, тогда сознание будет ценить негативные представления, в то время как подсознание будет ценить противоположное. Это приведет к возникновению второй субличности, которая будет совершенно подсознательной и будет оставаться неизвестной для осознаваемой субличности. Затем, когда подсознательное Я станет осознаваемым, вполне разумно, что осознаваемое прежде Я останется недоступным для второй субличности, что бы она ни делала, будучи на первом плане.
Когда-нибудь я надеюсь найти время, чтобы отыскать и допросить двойную личность. Я думаю, что с помощью описанного здесь подхода мне удастся узнать больше и, возможно, подтвердить некоторые догадки и предположения. Я составил бы список качеств для каждой субличности, чтобы лучше понять, каким образом они остаются отделенными друг от друга и как их можно объединить, и определил бы, в какой степени каждая субличность определяет себя с помощью отрицания. Если мои догадки верны, первая субличность определяет себя с помощью отрицания, а вторая нет. На уровне качеств личности, а не личности в целом, на мой взгляд, интеграция прошла бы гораздо проще и быстрее, точно так же, как интеграция противоречивого качества личности, как я уже продемонстрировал здесь, протекает гораздо проще, чем “Визуальное сжатие”.
Но все еще остается нераскрытым вопрос о том, каким образом два набора качеств могут организоваться в две отдельные личности, ориентирующиеся на различный набор ценностей, и чем это отличается от таких полярностей, как булимия. Многие люди включают обе стороны противоречия или конфликта в одну личность даже в том случае, когда одна из них оказывается полностью диссоциированной или отчужденной.
Поскольку множественная личность является довольно редким видом психического расстройства, мы должны также рассмотреть возможность, что обычная интеграция личности была нарушена вследствие неврологического повреждения. Существует ряд неврологических травм, которые серьезным образом нарушают представление о самом себе, поэтому, возможно существует уникальное и редкое повреждение, которое приводит к возникновению множественной личности.
Когда я смотрел фильмы о людях, которых считали множественными личностями, многие из них выглядели неубедительно. Я ни разу не видел той полной невербальной реорганизации, о которой говорилось в отчетах. Я видел только неконгруэнтность и частичную диссоциацию, которые знакомы всякому, кто изучал НЛП и знает технологии работы с частями личности, цели которых находятся в конфликте между собой.
Однако, несколько лет назад я лично столкнулся с множественной личностью, поведение которой показалось мне весьма и весьма убедительным, так что я убежден, что они существуют. Я был со случайной знакомой, которая находилась в состоянии сильного стресса. На мгновение я отвернулся от нее, а когда повернулся снова, меня встретили убийственно пронизывающий взгляд, командный голос и поза. Меня довольно трудно напугать, но это была сцена прямо из фильма “Экзорсист”. Волосы на моей голове встали дыбом, и единственное, как я могу это описать — передо мной был кто-то другой! Позже я узнал, что эта другая личность была ни кем иным как “Средиземноморской богиней плодородия”, которая ежедневно вселялась в нее и начинала писать книгу!
Большая часть множественных личностей была обнаружена во время сеансов гипноза, так что следует учитывать тот факт, что неаккуратно проведенная гипнотерапия могла стать причиной возникновения множественной личности. Эриксон описал пару множественных личностей, которые не проходили сеансы гипноза, по крайней мере официально, но некоторые обыденные гипнотические переживания могли привести к такому же результату. Например, некоторые родители говорят своим непослушным детям: “А где моя сладкая девочка? Куда она подевалась? Что это за гадкая девчонка здесь безобразничает?” Если такого сорта гипнотический язык используется довольно часто и в особенности во время тех напряженных ситуаций, которые часто приводят к возникновению травматических “импринтов”, я полагаю, он может внести серьезный вклад в создание множественной личности.
Не забывайте о том, что большая часть высказанных здесь мыслей является результатом размышлений, которые не были проверены мною в работе с реальными множественными личностями. Может оказаться и так, что это одна из тех теорий, о которых Томас Генри Хаксли (Thomas Henry Huxley) говорил: “Величайшая трагедия науки состоит в том, что прекрасная теория может быть разрушена каким-нибудь безобразным фактом”. Во всяком случае, это те возможности, которые могут быть проверены людьми, работающими с множественными личностями.