А сейчас я снова хочу вернуться к проекции. Исследование процесса, лежащего в ее основе, привело к совершенно неожиданному результату — к открытию механизма функционирования я-концепции. Проекция начинается с негативных внутренних образов с изображением того, кем я не являюсь, а все остальное — это моя естественная реакция на все эти негативные образы. Теперь, когда вы понимаете, как протекает этот процесс, вы будете более внимательными и начнете замечать его в том, что люди говорят и делают. Знание этого процесса указывает также путь к его изменению. Предположив, что негативные образы вызывают проекцию, какие изменения вы совершили бы, чтобы человек меньше поддавался проекции?
Салли: Ну, это звучит слишком просто, но разве вы не можете просто попросить человека негативные образы превратить в позитивные? “Хорошо, ты не жестокий, так какой же ты?” Это подтолкнет его к тому, чтобы создать позитивные образы доброты или какого-нибудь позитивного качества.
Точно. Если вы скажете ему: “Хорошо, ты не жестокий, и я предполагаю, что ты добрый”, — и что по-вашему он ответит? С этим он будет вынужден согласиться, просто следуя логике, а параноики обычно весьма логичны в своих мыслях и поступках, что весьма затрудняет работу с ними. И когда вы изменяете негативное представление на позитивное, вы изменяете только представление, а не смысл, и поэтому это изменение так легко дается.
— Скажите мне, в чем вы не проявляете жестокость?
— Я не мучаю котят.
— Отлично. А что вы делаете с котятами?
— Я ласкаю и кормлю их.
— Прекрасно, поместите образ, на котором вы ласкаете и кормите котят, на место образа, который говорит о том, что вы не мучаете их.
Сначала вы изменяете обобщающий образ для всей базы данных, поменяв название “не жестокий” на “добрый”, а затем заставляете человека пройтись по всей базе данных и изменить каждое представление на позитивный образ проявления доброты. Это может показаться слишком громоздким, но на самом деле все происходит очень быстро, в особенности когда вы объединяете похожие между собой примеры. И обычно подсознание человека довольно быстро схватывает идею и завершает работу самостоятельно.
Безусловно, этот процесс идет гораздо труднее, если человек в полной степени развил в себе паранойю, потому что в этом случае вы становитесь частью его опасного окружения, так что он не может доверять вам. Если вы предложите ему изменить негативные представления на позитивные, он может воспринять такое предложение как часть заговора, направленного против него, и отказаться делать это.
Салли: Как вы определяете, что человек зашел слишком далеко в своей паранойе?
Я полагал, что вы тоже можете оказаться одной из них. Но когда вы задали этот хитрый вопрос, вы открыли себя настоящую.
Салли: Вот чепуха. Хорошо!
Дан: А что если вы объясните ему во всех подробностях, чего не следует делать? “Не изменяйте ни одного своего образа, который демонстрирует, кем вы не являетесь, на образ с изображением того, кто вы есть на самом деле”. Мне кажется, если вам не доверяют и вы говорите ему не делать этого, это будет воспринято как указание на то, что следует сделать.
Это может сработать, но я думаю, вам следовало бы построить какое-нибудь рациональное объяснение целесообразности таких действий, которое встраивалось бы в его систему убеждений, например, между делом случайно заметить, как опасно создавать негативные образы, потому что они закрывают вам глаза на то, что происходит вокруг вас, и тогда вы естественно становитесь беззащитными перед людьми, которые желают вам зла.
Еще один обходной способ состоит в том, чтобы присоединиться к выражаемому недоверию словами: “Не доверяй мне”. Парадоксально, но эти слова делают вас хотя бы чуть-чуть достойными доверия, потому что вы приняли его систему убеждений. “Я хочу, чтобы вы тщательно проверяли все, что я вам скажу и сделаю, чтобы убедиться, что в этом нет ничего опасного”. Это предложение соответствует тому, что он в любом случае собирался делать, и несет в себе предположение: “В этом нет ничего опасного”. Далее вы можете продолжить: “Даже если я буду действовать из лучших побуждений, я могу навредить тебе просто неумышленно”.
Это замечание кажется весьма безобидным присоединением, но оно предполагает два очень важных и тесно связанных между собой различия. Первое — различие между намерением и поведением, а второе представляет собой различие между намерением и случайностью. Параноик воспринимает видимое зло как подтверждение злых намерений, так что мысль о возможности возникновения зла в результате проявления добрых намерений или случайного стечения обстоятельств, совершенно не связанных ни с какими намерениями, предлагает два вида различных контрпримеров к его системе убеждений в одном предложении.
Точно так же, как очень немногие люди осознают последствия применения негативных замечаний, многие люди представления не имеют о том, как важно иметь позитивные, а не негативные, представления о своих качествах (даже если они им не нравятся). Они не осознают того, каким образом определенная негативно я-концепция может привести их к серьезным неприятностям. Множество людей может получить огромную пользу от того, что научатся думать о себе без отрицания, и такое изменение обычно очень легко совершить, если вы знаете, что делать.