До сих пор мы изучали случай, когда человек не считает некоторое качество своим и не ценит его. Еще один вариант, когда человек не считает своим качество, которое на самом деле ценит, выглядит совершенно по-другому. И снова подумайте о таком качестве, которого у вас нет, но теперь выберите такое, которое вы цените. “Я не упорный”. “Я не грациозный”. “Я не терпеливый”. Или выберите любое другое качество, которое вы цените. Потратьте пару минут на то, чтобы исследовать, каким образом вы представляете себе это качество и на что это похоже...
Эми: Я вижу множество картинок, изображающих, что значит для меня обладать этим качеством, и я могу как бы войти в них и почувствовать, на что это похоже, но эти ощущения возникают лишь частично, и я понимаю, что у меня этого качества пока еще нет.
“Пока еще нет”. То есть это такое качество, которое вы надеетесь или ожидаете обрести в будущем. Какова ваша реакция на эти картинки и ощущения, которые вы из них получаете?
Эми: Они притягивают меня к себе, они мотивируют. И я много думаю о них.
Создается впечатление, что у вас есть примеры проявления этого качества в будущем, но нет примеров в настоящем и прошлом.
Эми: Да, полагаю, что именно так я узнаю, что у меня пока нет этого качества.
Сэм: Я подумал о таком качестве, которое у меня уже есть, но я хотел бы его усилить, так что я понимаю, что у меня пока еще нет этой силы. Как и Эми, меня тянет вперед, и мне это нравится.
Да, представления о том, что вы ожидаете приобрести в будущем, весьма полезны, они указывают цель, которая создает позитивную мотивацию. Каждый из нас делал это множество раз, пока мы росли и развивали в себе взрослые умения и навыки. Но совсем другое думать о качестве, которого у вас нет и вы не ожидаете обрести его в будущем. Есть ли у кого-нибудь такой пример?
Сью: Да, я вижу других людей, обладающих качеством, которого у меня нет. Я чувствую себя уязвимой, потому что у меня его нет. Я завидую им, чувствую себя не такой, как они, и хуже, чем они.
А сейчас я хочу попросить вас всех сделать то же, что и Сью, и довести этот процесс до крайности. Представьте себе, что все ваше внимание приковано к ценным качествам, которых у вас нет, и вы считаете, что их у вас никогда не будет. Потратьте пару минут на то, чтобы понять, на что это похоже...
Алиса: Я чувствую себя как марсианин. Мне не нравится, что у всех есть это замечательное качество, а у меня нет. Я думаю, что я действительно хуже других, я не люблю их за то, что они не такие как я.
Дан: Я снова чувствую пустоту внутри, потому что все, что я замечаю, это не я, и я не понимаю, а кто же я. Я остро чувствую дистанцию, и в голову приходит слово “несправедливо”.
Да, представление о себе, как о человеке, не способном обладать ценным для вас качеством, обычно включает в себя представление о том, как этим качеством обладают другие люди, так что и в этом случае возникает неявное сравнение и желание обращать внимание на различия между собой и другими людьми. Один из моих критериев эффективной я-концепции состоял в том, что она не должна содержать сравнение, а только позитивные представления ваших собственных качеств. Еще один критерий заключался в том, что полезная я-концепция должна объединять людей, а не разделять их на высших и низших, хороших и плохих и т.п.
Когда мы сравниваем себя с другими людьми, мы чаще всего думаем лишь об одном или двух качествах, обычно мы не учитываем все другие различия и всевозможные элементы сходства. Сравнивая себя с другими, мы всегда сможем найти человека, который в чем-то лучше нас, а в чем-то хуже, в зависимости от того критерия, который мы выбрали для сравнения.
Чувствуем ли мы себя лучше его или хуже, такое сравнение ставит нашу я-концепцию в зависимость от других вместо того, чтобы сделать ее нашим внутренним достоянием. Сравнение с другими людьми кроме того отвлекает наше внимание от тех качеств, которые мы ценим в себе, и чаще всего приводит к осуждению наших недостатков, к плохим ощущениям и другим неприятным последствиям. Когда я чувствую себя маленьким и неадекватным, критика других людей может дать мне временное чувство превосходства и позволит воспринимать себя немного лучше. А что будет, если вы подумаете о том, что когда-нибудь у вас будет это качество?
Дан: У меня возникает приятное расслабление, как будто энергия и внимание направляются к тому, чем я могу стать.
Сью: Не было ни одного случая, чтобы у меня возникало это качество.
Так это происходит сейчас. Сыграйте в игру “как будто”. Что произойдет, если вы начнете предполагать, что это качество когда-нибудь появится у вас?
Сью: Если я подумаю о том, что однажды у меня появится это качество, оно все равно остается немного нереальным, но я начинаю интересоваться, как я буду себя чувствовать при этом и как это будет происходить, и я начинаю лучше переживать то, что его у меня пока нет. Я с любопытством начинаю думать о том, каким образом оно возникает у других людей, вместо того, чтобы расстраиваться по поводу его отсутствия.
Наше ожидание будущих возможностей в корне меняет нашу реакцию на отсутствие ценного качества. Если вы ожидаете, что качество у вас появится в будущем, это создает замечательные ощущения мотивации развивать это качество. Наблюдение за человеком, проявляющим ценное для вас качество, может стать мощным ресурсом, который может показать вам, в какой степени и как вы можете развить у себя это качество.
Но если вы ничего не ожидаете в своем будущем и вы сравниваете себя с людьми, обладающими этим качеством, это часто приводит к неудовлетворенности, зависти, к ощущению неполноценности и т.п. Так что если человек думает о ценном качестве, которого у него нет и он не ожидает обрести его в будущем, а вы работаете с ним и хотите помочь ему поверить в возможность этого в будущем, такое изменение может преобразовать зависть, ощущение неполноценности и неудовлетворенность жизнью в мощную мотивацию, а это очень серьезное изменение!
“Какие переживания и убеждения лежат в основе ваших предположений, что у вас не будет этого качества в будущем? В чем вы находите подтверждение этому убеждению о самом себе, и что может служить подтверждением противоположному убеждению о том, что вы могли бы надеяться обрести это качество когда-нибудь в будущем? Когда у вас проявлялось это качество, пусть даже в незначительной степени, возможно, в какой-нибудь необычной ситуации или очень давно, или в мечтах? Помните такие моменты, когда вы думали, что уже никогда не сможете обрести чего-то, а позже были приятно удивлены? Если бы у вас было это качество, как изменилась бы ваша жизнь?”
Как только вы расшатаете убеждение человека о возможности обладания этим качеством, вы можете двигаться дальше и либо построить новое качество, как я делал с Питером, либо преобразовать противоречивое качество в позитивное, которое ему требуется.
Фрэд: На определенном этапе жизни некоторые вещи становятся недоступными человеку, в особенности благодаря физическим ограничениям.
У каждого из нас всегда есть физические ограничения. Помните, что мы имеем дело с личностными качествами. И хотя качества влияют на то, что мы делаем, они, прежде всего, оказывают влияние на то, как мы это делаем. Даже если существуют серьезные ограничения, определяющие, что именно мы можем делать, у нас всегда остается довольно широкий выбор в отношении того, каким образом нам это делать. Такое качество как физическая грация может проявляться и в прыжках с шестом и в том, как вы подаете ломтик тоста, и это касается практически любого качества.
Кто-нибудь делал что-то отличное от того, что мы обсуждали до сих пор?
Венди: Когда я подумал о себе, как о “не добром”, все мои контрпримеры к доброте набросились на меня и стали очень выпуклыми и затмили собой примеры проявления доброты, так что у меня осталась только жестокость.
Мелисса: Я начала с фильма о доброте, но затем он превратился в фильм о жестокости.
Таким образом, вы оба перескочили от “не добрый” к представлениям о жестокости, то есть качества, окрашенного негативно. Люди самыми различными способами реагируют на слова с отрицанием, так что вам необходимо выяснить, что именно они делают в своих головах, а не предполагать, что они поступают так же, как и вы. Мне кажется, мы обсудили все возможности, и они могут стать для вас ориентиром, когда вы будете собирать информацию, чтобы понять, есть ли отрицание в том, как человек воспринимает самого себя.