Изменение перспективы в кинестетической системе оказывается несколько более сложным по двум различным причинам. Первая причина состоит в том, что большинство из нас гораздо лучше знакомо с работой в визуальной и аудиальной системах и с изменениями внутренних образов, голосов и звуков.
Вторая причина состоит в том, что говоря о кинестетических ощущениях, мы обычно говорим о том, что нам приятно или неприятно, о том, что нам нравится или не нравится, и т.п. Все это оценочные чувства, возникающие по поводу других переживаний. И хотя эти чувства чрезвычайно важны при выборе тех переживаний, которые мы ценим больше, они не подходят для изменения перспективы.
Ощущения, которые подходят для применения приема изменения перспективы, это ощущения, возникающие непосредственно в результате каких-либо действий. Когда вы заняты чем-то, у вас возникает огромное количество тактильных ощущений от нервных окончаний, расположенных близко к поверхности вашей кожи, которые дают вам массу информации о вашем непосредственном окружении, в контакт с которым вы вступаете. Например, если вы плывете, вы можете чувствовать температуру воды, движение воздуха и воды относительно вашего тела и другие объекты, в соприкосновение с которыми вы при этом вступаете.
Вы можете также испытывать и другие “проприоцептивные” ощущения, которые дают вам нервные окончания, расположенные в ваших мышцах и связках, и которые несут информацию о положении и движении вашего тела, включая информацию о степени напряжения или расслабления мышц и т.п. Все эти ощущения дают вам детальную сенсорную информацию о положении и движении вашего собственного тела и о том, что находится непосредственно вокруг вас.
У вас могут также возникать оценочные чувства по поводу ваших сенсорных ощущений, точно так же, как вы с помощью чувств оцениваете то, что вы видите, слышите, пробуете на запах и на вкус. Вам может нравиться температура воды или не нравиться то, как ваше тело движется во время плавания и т.п. Все это оценочные чувства по поводу сенсорных ощущений. Эти два вида ощущений довольно легко спутать, потому что и те и другие ощущаются в вашем теле. Оценочные чувства чаще всего возникают вдоль срединной части туловища на уровне груди и живота, хотя наиболее сильные оценочные чувства могут захватывать и все тело целиком.
Когда я демонстрировал прием изменения перспективы в визуальной и аудиальной системах, я просил вспомнить образ или голос, который до сих пор беспокоит человека. Беспокоящие чувства — это всегда оценочные ощущения по поводу того, нравится нам образ или голос или не нравится. Аналогичным образом, когда мы используем этот прием изменения перспективы в кинестетической системе, нам необходимо найти совокупность кинестетических тактильных и проприоцептивных ощущений, по поводу которых у человека может возникнуть беспокоящее его оценочное чувство. Так, например, некоторым людям могут не нравиться ощущения, возникающие у них во время плавания или игры в гольф, или игры на пианино, или во время какой-нибудь другой физической активности. Прием изменения перспективы в кинестетической системе оказывается особенно полезным, если вы хотите развить какой-нибудь физический навык. Кто-нибудь хочет попробовать это на себе?
Билл: Мне не нравится, как я играю в баскетбол.
Отлично. Во-первых, я хотел бы, чтобы вы вспомнили, как вы играете в баскетбол, и было бы полезным выделить из всей игры отдельный момент, например, свободный бросок или ведение мяча. После того, как вы примените этот прием по отношению к одному моменту, вам легче будет продолжить эту работу по отношению и к другим моментам игры. Вам необязательно совершать реальный бросок или вести мяч, но я предлагаю вам встать, чтобы освободить свое тело и позволить ему немного подвигаться, пока вы будете вспоминать, что вы чувствуете, когда играете в баскетбол. Я также хочу, чтобы вы убедились в том, что вас все еще беспокоит это ощущение...
Билл: В целом мне нравится играть в баскетбол, иначе я не занимался бы этим. Но бывают моменты, когда игра идет не так гладко, я начинаю путаться и все моментально портится. Мне это не нравится, и обычно я прихожу в замешательство либо сразу, либо вскоре после этого.
Так. Теперь отложите на некоторое время в сторону этот момент игры и вспомните по очереди четыре вида физической активности, которые могли бы послужить вам ресурсом. Поскольку вы описывали проблему как утрату плавности и замешательство, я предлагаю вам выбрать четыре вида физической активности, которые вы выполняете особенно плавно. И поскольку баскетбол задействует все тело, убедитесь в том, чтобы каждый ресурс тоже подразумевал активное движение всего тела. Выбрав каждую ресурсную ситуацию, потратьте некоторое время на то, чтобы восстановить в своей памяти связанные с ней ощущения. И дайте мне знак, когда у вас будут готовы все четыре ресурса... (Билл кивает.)
А сейчас я предлагаю вам сделать нечто такое, что может показаться немного странным. Представьте себе, что вы разделили свое тело на четыре части с помощью горизонтальной плоскости, проходящей примерно на уровне талии, и вертикальной плоскости, служащей плоскостью симметрии вашего тела. Затем по очереди восстановите все ресурсные ситуации, ощутив каждую из них в одной из четырех частей своего тела. Как и в случае с образами и звуками, вам довольно трудно будет различить каждый из этих ресурсов в отдельности, когда вы будете ощущать все четыре сразу. Дайте мне знак, когда вы почувствуете все четыре... (Билл кивает.)
А теперь, удерживая ощущения всех четырех ресурсных ситуаций, представьте себе, что вы играете в баскетбол, включив в эту игру все ваше тело. И через некоторое время позвольте всем ресурсам проникнуть во все части вашего тела и слиться между собой. Уделите некоторое время тому, чтобы ощутить, что при этом происходит...
Билл: Это действительно интересно и очень приятно, но мне кажется, это будет довольно трудно объяснить. Когда вы в первый раз сказали мне разместить все четыре ресурса в различных частях своего тела, я почувствовал себя разобранным на части и это было странно. Но когда я представил себе, что играю в баскетбол, различные ресурсные ощущения как бы проникли друг в друга и растворились в игре в баскетбол. После этого у меня возникло реальное ощущение в мышцах, что я играю гораздо более плавно особенно в тех местах, в которых прежде эта плавность нарушалась.
Сью: А не смогли бы вы рассказать нам, что это были за ресурсные ситуации?
Билл: Конечно. Катание на лыжах, массаж, управление автомобилем на извилистой дороге и купание в океане.
Анна: Стив, в визуальном случае вы лишь частично накладывали проблемный образ на ресурсные образы. В кинестетическом случае все ресурсы были в различных частях тела, а проблемная активность захватывала все тело целиком, что означает, что ресурсы полностью перекрывались проблемной активностью. Как вы можете это объяснить?
Замечательный вопрос, и простейший ответ заключается в том, что я не могу представить себе другого варианта, когда проблемная активность захватывает все тело целиком. Если бы это была только часть тела, вы смогли бы сделать это аналогично тому, как вы делали в визуальной системе. В визуальной системе существенно важно сохранить только частичное наложение образов, потому что если они будут полностью накладываться друг на друга, вы совсем не сможете разглядеть ресурсные образы и объединить эти ресурсы с проблемной ситуацией. В аудиальной системе, когда все голоса говорят одновременно, они полностью накладываются друг на друга, но вы все равно можете различать их, наложение вовсе не подавляет ресурсные голоса, если конечно, проблемный голос не будет таким громким, что просто заглушит все другие голоса.
Полезно немного потренироваться в переводе ситуаций из одной модальности в другую. Каким образом мы выполнили бы изменение визуальной перспективы по аналогии с ситуацией, представленной в аудиальной или кинестетической системе?...
Билл: Я подумал о своем кинестетическом преобразовании. Было такой впечатление, что я чувствую одно ощущение сквозь другое. Если бы это было в визуальной системе, я мог бы видеть одну картинку сквозь другую, как будто они полупрозрачные.
Точно. Если бы мы выполняли визуальное преобразование с полупрозрачными картинками, мы могли бы полностью наложить проблемный образ на ресурсные образы, и они все равно были бы видны. Но многие люди ассоциируют прозрачность с нереальностью, а в этом случае прозрачность образов ослабляла бы ресурсы. Частичное наложение хорошо работает в визуальной системе, поэтому я предлагаю вам именно такой вариант.
Прозрачность является весьма полезной субмодальностью, которой большинство людей не пользуется. Она особенно полезна, когда необходимо представить себе внутреннее устройство трехмерных объектов. Геолог может воспользоваться ею, чтобы представить себе залегание пластов, а хирург может мысленно увидеть расположение внутренних органов.
Прозрачность может быть использована для того, чтобы объединить визуальные образы, наложив их друг на друга и позволив им постепенно слиться воедино. Например, вы можете создать прозрачный образ проблемы, а затем, временно отложив его в сторону, создать образ гораздо больших размеров, представляющий всю вашу жизнь. Затем наложите более мелкий проблемный образ на образ, представляющий всю вашу жизнь, и позвольте им смешаться друг с другом и превратиться в один образ. Использование прозрачности и масштаба позволяет совершенно по-новому взглянуть на вашу проблему. Может оказаться очень полезным воспользоваться одной единственной субмодальностью, например, прозрачностью, чтобы поиграть с нею и найти ей применение в сочетании с теми приемами, которые вы уже изучили.
Я представил этот прием во всех трех главных модальностях. Как вы думаете, сможете ли вы выполнить подобное преобразование сразу в нескольких модальностях? Например, можете ли вы применить визуальные ресурсы к проблемному голосу? Или кинестетические ресурсы к проблемному образу?...
Том: Когда я свожу баланс по своим счетам, я слышу шум ветра в соснах или звук ручья, которые мотивируют меня быстрее завершить это скучное дело, потому что они напоминают мне о том, как я к своему удовольствию потрачу эти деньги.
Это отличный способ мотивации, и он использует перспективу одним из тех способов, о которых я упоминал прежде. Но если эти звуки оказываются мотивирующими, я предполагаю, что их источники находятся в другом месте, и не встраиваются в саму задачу сведения баланса. Для мотивации вам необходимо, чтобы эти две ситуации были связаны друг с другом, но разделены в пространстве и во времени, как если бы я сказал: “Сделай это и ты сможешь сделать то”.
Для интеграции, которая происходит в предложенном Мак-Виртером (McWhirter) приеме оба представления должны быть в одной и той же модальности. Если вы хотите складывать и вычитать десятичные и обыкновенные дроби, вы должны для этого преобразовать одни в другие. Иногда люди самостоятельно могут сделать необходимые приготовления, но не стоит полагаться на это, и порой вы будете получать совсем не то, на что надеялись. Но вы можете интегрировать один образ со звуком с другим образом со звуком, потому что в этом случае образ может объединиться с образом, а звук со звуком.
Прием изменения перспективы, предложенный Мак-Виртером (McWhirter), объединяет между собой группу различных ситуаций, создавая коллекцию ситуаций, которая приводит к более полному пониманию и обобщению. Когда я просил вспомнить четыре ресурсные ситуации, слово “ресурсные” уже являлось обобщением, определяющим группу конкретных ситуаций, имеющих определенное сходство. Будучи объединенными с проблемной ситуацией, они обогащают друг друга и создают новое обобщение.