Вирджинию отличала замечательная способность изменять то, как люди воспринимали различные события, так что они могли смотреть на вещи более позитивно. При этом находить решение проблем становилось гораздо легче. Придирки со стороны матери превращались в проявления повышенного внимания и заботы с ее стороны, наказания со стороны отца за нарушение “комендантского часа” становились любящей защитой.
Однажды она работала с женщиной, над которой в детстве издевался отец. Однажды он жестоко избил ее хлыстом, после чего отнес ее в дом своих родителей, бросил там, ушел и больше никогда не возвращался. В описании Вирджинии такой уход отца превратился в крайнее проявление любви. Он понимал, что не контролирует себя, поэтому он бросил ее в доме своих родителей и больше никогда с ней не виделся, чтобы исключить всякую возможность причинить ей вред.
Само предположение о добрых намерениях, отказ от поиска виновных и сосредоточенность на желаемых результатах тоже являются очень сильными и глубокими рефреймингами. Они изменяют смысл поведения и восприятия, что приводит к более позитивным чувствам и более конструктивному поведению. Существует два основных вида рефрейминга: рефрейминг контекста и рефрейминг смысла.
Рефрейминг контекста помещает “проблемное” поведение в другой контекст, в котором оно может выглядеть, как нечто ценное и позитивное. Например, отец может плохо относиться к “упрямству” своей дочери до тех пор, пока он не подумает о том же упрямстве в контексте ситуации, в которой какой-нибудь мужчина мог бы грязно домогаться к его дочери. Любое поведение может оказаться весьма ценным в той или иной ситуации. Даже убийство может оказаться необходимым и полезным в целях самообороны. Применение рефрейминга контекста зависит от способности психотерапевта придумать ситуацию, в которой клиент скорее всего увидит некоторую ценность в “проблемном” поведении.
На следующем шаге необходимо обосновать проявление данного поведения в этих полезных ситуациях, а затем найти альтернативные варианты поведения в тех ситуациях, в которых это поведение вызывало те или иные проблемы.
Часто Вирджиния описывала проблемное поведение как совершенно понятную реакцию на прошлые события, в которых человеку не хватало информации либо он что-нибудь не так понимал.
Вирджиния: Так, вы рассказали мне о том, как прекрасно вас воспитывал ваш отец и как отвратительно вас воспитывала ваша мать.
Маржи: Верно.
Вирджиния: А сейчас я хочу сказать вам, Маржи, о чем это говорит мне... и, возможно, мы сможем заполнить пропуски. Что у вас не было образца того, как быть матерью.
Маржи: Верно.
Вирджиния: Так, и еще это говорит мне о том, что вам может не хватать некоторых вещей для того, чтобы в полной мере ощущать себя женщиной.
Маржи: Да. Да. (1983, с. 78)
Установив, что реакции человека относятся к более ранним ситуациям, Вирджиния продолжала работать над изменением и расширением его восприятия и понимания, чтобы человек смог проявлять более позитивные и полезные реакции в подобных ситуациях в настоящем.
Рефрейминг смысла изменяет смысл поведения, сохраняя контекст неизменным. Когда отец кричит на своего сына, сын может подумать, что отец думает о нем плохо и не любит его. Если же воспринимать эту ситуацию так, что намерения отца — сделать жизнь сына лучше, просто он не умеет передать это свое намерение, потому что его собственный отец обращался с ним плохо, такой взгляд преобразует смысл крика отца в нечто более позитивное. Это изменит реакцию сына на крик отца, что в свою очередь изменит поведение самого отца. Ведь легко кричать на человека, который насмехается в ответ и отводит взгляд, но гораздо труднее кричать на человека, в улыбке которого видно понимание и признание.
Нередко Вирджиния проводила рефрейминг, просто используя различные слова для того, чтобы описать проблемное поведение по-новому. Сопутствующий смысл нового описания становился основой для более позитивного восприятия. Вирджиния описывала проявления озлобленности со стороны отца, как “способ выплескивать свои мысли”. (1983, с. 34) Когда супруга Кейси протягивает к нему руку, чтобы дотронуться до него, и он описывает свои ощущения как “странные”, Вирджиния переопределяет их как “новые”. (1983, с. 110) Позже во время этой сессии она описывает критические замечания как возможность научиться чему-то новому: “Так что, когда я спрашиваю вас, любите ли вы делать замечания, я имею в виду, любите ли вы обучать?” (1983, с. 150)
Я слышал, как однажды Вирджиния сказала подростку, который изнасиловал двух своих одноклассниц: “Ну что ж, по крайней мере, мы знаем, что у тебя здоровое семя!” Эти слова вовсе не означали, что она решила смотреть сквозь пальцы на такое его поведение, они помогли ей избежать обвинения, оскорблений и нападок и начать поиск точек соприкосновений с этим подростком, чтобы приступить к совместному поиску решения проблемы.
Большая часть книги Бендлера и Гриндера “Рефрейминг” (1982) представляет собой подробное описание приемов рефрейминга и ведения переговоров, которые Вирджиния использовала для того, чтобы помочь членам семьи общую основу для совместного поиска разрешения их проблем. Кроме того, в “Рефрейминге” описан набор процедур, которые помогают освоить эти важные психотерапевтические навыки.