Когда человек вспоминает ту или иную проблемную ситуацию, он может переживать ее одним из двух сильно отличающихся друг от друга способов.
В ассоциированном воспоминании человек переживает вспоминаемое событие полностью, как будто оно происходит с ним вновь. Он опять видит то, что тогда случилось, своими собственными глазами, а также слышит и ощущает то, что слышал и ощущал в то время.
В противоположность этому человек может вспоминать событие с диссоциированной точки зрения, как будто он является сторонним наблюдателем, который просматривает фильм или видеозапись о другом человеке, переживающем это событие. С диссоциированной точки зрения этот человек видит и слышит все то, что происходило тогда, но его ощущения являются гораздо более ослабленными — такими, которые могут быть только у постороннего наблюдателя.
Воспроизведение ассоциированного воспоминания о проблемной ситуации вызывает сильные неприятные ощущения, которые могут служить мощным мотивом для изменения. Однако люди зачастую настолько застревают в этих сильных чувствах и в этой единственной ассоциированной точке зрения, что это начинает мешать им произвести необходимые изменения. Кроме того, находясь в этой позиции, люди обычно не помнят о своем собственном поведении и им трудно понять, как оно вызывает реакции у окружающих людей и способствует обострению проблемы.
Диссоциированная точка зрения освобождает людей от неприятных ощущений, связанных с проблемой. Такая точка зрения позволяет посмотреть на проблему более объективно и реагировать более рационально и творчески. С этой позиции вы можете также воспроизвести то же событие, наблюдая за своим собственным поведением и за тем, как на него реагируют окружающие. Такая позиция в буквальном смысле слова расширяет перспективу, предоставляя гораздо больше информации о том, как можно было бы улучшить процесс общения или взаимодействия.
Подведем итоги: ассоциация вызывает более сильные ощущения, которые стимулируют к изменению, в то время как диссоциация ослабляет ощущения, предоставляя больше информации и облегчая доступ к творческим ресурсам, которые могут помочь разрешить проблемы.
Вирджиния была мастером в применении ассоциации и диссоциации с целью формирования мотивации и осуществления изменений. Когда она хочет, чтобы все члены семьи в полной мере испытали на себе воздействие того паттерна, который она наблюдает — что все обвиняют отца — она говорит:
Быть “плохим парнем” ощущается так, как будто все люди показывают на вас пальцем. Позвольте мне показать вам, как себя чувствует при этом Кейси, ладно? Вы не могли бы встать и показать пальцем на своего папу? Нет. Встаньте и сделайте это. Все встаньте и покажите пальцем на своего папу. (Все встают и показывают пальцем на Кейси.) Если бы это происходило у него внутри, он мог бы почувствовать, что: “Все думают, что я плохой парень”. Вы так себя чувствуете?
Кейси: Да.
Когда Вирджиния хочет, чтобы Кейси испытал это еще сильнее, она просит членов семьи оставаться в этих позах и предлагает Коби, сыну, “сделать это чуть строже”.
Вирджиния: А теперь посмотрите на все эти пальцы. Направьте свои пальцы на своего папу. Коби, сделай это чуть строже. Посмотрите на все эти пальцы. И не могли бы вы сказать всем этим людям, как вы себя чувствуете под прицелом всех этих пальцев, Кейси?
Кейси: Да, мне это не нравится. (1983, с. 96-98)
В противоположность этому, рефрейминг, который проводила Вирджиния, почти всегда приводил к формированию диссоциированной точки зрения, нового взгляда на проблемы. Когда она просила членов семьи принять участие в создании семейной скульптуры или балета, они ассоциировались со своими ролями. Однако, поскольку Вирджиния по-новому обозначала каждое поведение и просила членов семьи исполнять свои роли обдуманно, все это происходило в новом расширенном контексте.
Кроме того, каждый член семьи видел себя участвующим в балете семейных взаимодействий. И хотя люди склонны диссоциироваться самопроизвольно, Вирджиния давала им четкие словесные инструкции, чтобы убедиться в том, что они представляют себе картинки. После построения скульптуры, изображающей the pecking order of the kids in the family , Вирджиния сказала: “Просто превратите это в картинку, вот так. ОК, опустите их (руки) вниз. Мы собираемся сделать так, как будто мы показываем картинки”. (1983, с. 56)
Называя скульптуры “картинками”, мы воспринимаем их, как предметы, на которые следует смотреть со стороны, что предоставляло членам семьи новую диссоциированную точку зрения. Когда она закончила этот процесс, она повернулась к матери и сказала:
Вы уже видели что-то подобное, Маржи?
Маржи: Определенно, да.
Вирджиния: Вы уже видели что-то подобное, Кейси? (Кейси кивает.) (1983, с. 58)
Всякий раз, когда какой-нибудь член семьи говорил что-нибудь позитивное, Вирджиния настаивала на том, чтобы он высказал это кому-нибудь другому, чтобы связать этих людей между собой позитивными ощущениями.
Вирджиния: Так, а теперь я хотела бы, чтобы вы посмотрели на Кейси и дотронулись рукой до его кожи прямо сейчас и сказали мне, что вы чувствуете. (Кейси расплывается в улыбке.)
Маржи: Тепло.
Вирджиния: Так скажите об этом ему, потому что он здесь. Мне то это уже известно.
Маржи (смотрит Кейси в глаза): Ты теплый и ты мягкий. Это приятно.
Вирджиния: А как вы чувствуете себя, когда говорите об этом Кейси? Прямо сейчас.
Маржи: Хорошо and whole.
Вирджиния: А как вы чувствуете себя, когда слышите это?
Кейси: Это очень приятно. (1983, с. 114)
Вирджиния: Теперь, когда это произошло, когда Кейси дотронулся до вас, что вы почувствовали?
Маржи: Легкое покалывание.
Вирджиния: Покалывание. Так скажите ему об этом. “Ты уколол меня”.
Маржи (смотрит на Кейси): Ты уколол меня. У меня здесь возникло легкое покалывание. (1983, с. 118)
Фраза “Легкое покалывание” повисла в воздухе, не связанная ни с кем конкретно. Фраза же “Ты уколол меня”, несмотря на некоторую неуклюжесть звучания, возвращает Маржи к ассоциированному, позитивному взаимодействию со своим мужем. Заметьте, что Маржи спонтанно снова вернулась в диссоциированное состояние, сказав: “У меня здесь возникло легкое покалывание”.