Делать, а не описывать

Примерно десять лет назад меня пригласили сделать доклад для врачей и социальных работников на конференции, посвященной проблемам наркотической и алкогольной зависимости. Докладчиков было около двадцати, и среди них было несколько “первых имен” в этой области. Мой доклад стоял в программе конференции последним, так что у меня была возможность прослушать все доклады, чтобы узнать что-то новое для себя. Я заметил, что многие выступавшие говорили о важности я-концепции и самооценки при решении проблемы освобождения людей от наркотической зависимости.

Но ни в одном докладе не было сказано ни слова о том, что именно представляют собой эти самые я-концепция и самооценка и как помочь людям их приобрести.

Наконец, после обеда заключительного дня конференции мне предоставили аудиторию, и у меня появилась возможность выступить. Я начал словами: “Я слышал в выступлениях многих докладчиков за последние полтора дня, что хорошая я-концепция и позитивная самооценка играют очень важную роль, когда вы пытаетесь помочь человеку отказаться от наркотиков. Вы согласны с этим?” “Да, конечно”, — все слушатели одобрительно закивали головой. “Хорошо, тогда у меня есть два вопроса. Вопрос первый: “Что же это за объекты, о важности которых вы так много говорили?” И второй вопрос звучит так: “Каким образом вы собираетесь помогать людям повышать эту самую самооценку и улучшать я-концепцию?” Когда я задал эти вопросы, в комнате стало очень тихо. И я сказал: “Представьте себе, что я — тот самый пациент, который употребляет наркотики. Так помогите мне улучшить мою я-концепцию и повысьте мне самооценку. Помогите же мне”.

Кто-то сказал: “Вы могли бы воспользоваться operant conditioning (тренировка, закалка)”.

“Отлично! Тогда потренируйте (condition) меня прямо сейчас. Покажите, на что вы способны”. В комнате снова воцарилось молчание. Кто-то заговорил о терапии травматических переживаний, и я сказал: “Хорошо, представьте себе, что в детстве я пережил сексуальное насилие. Продемонстрируйте, как с этим справиться”. И снова комната погрузилась в тишину.

И я продолжал в том же духе еще полчаса, пока наконец не продемонстрировал несколько быстрых приемов работы с я-концепцией, потому что я хотел, чтобы они отчетливо осознали, что я демонстрирую им вещи, которые существенным образом отличаются от всего того, что им уже известно. Кроме того, я хотел подчеркнуть различие между способностью описывать я-концепцию и способностью ее изменять. Они рассуждали теоретически, но не так уж много могли реально сделать.

После окончания моего выступления ко мне подошел один из слушателей. Он выглядел весьма озадаченно: “Вы знаете, на протяжении нескольких лет я читал лекции о я-концепции и самооценке и даже написал книгу на эту тему. Но когда вы начали задавать вопросы, мне было нечего ответить”.

Hosted by uCoz